vitkvv2017

Category:

Почему Ромео подозревали в инцесте, и какое отношение к этому имеют карнавалы

Во времена, когда любой обычай превратился в завлекаловку для туристов, нам не понять, почему в эпоху Возрождения карнавал был чем-то большим, чем просто танцами в масках, и тем более какое это имеет отношение к трагедии Ромео и Джульетты. Однако же имеет, и прямое. 

Что такое вообще карнавал?

Сейчас для нас карнавал — это просто костюмы и маски во время обычной вечеринки с танцами и, возможно, шествиями. На самом деле, дни карнавалов были особенными — это были дни не просто веселья, а временного падения всяких границ. В этот день вместе могли смешиваться представители разных сословий, можно было выкрикивать дразнилки и непристойные антиправительственные песенки, можно было примерить на себя чужой пол и, наконец, забыть о том, что дозволено или не дозволено в области интимных связей.

Картина Галины Калачихиной.
На карнавалах горничные, добывшие костюм, целовались с принцами, а принцессы показывали ноги, выплясывая на столе; устраивались настоящие оргии или же пары скромно уединялись по углам; на дверях уважаемых людей появлялись игривые или оскорбительные надписи, и никого потом за это не преследовали; юноша мог стрелять глазками из-за веера, а девушки увлечённо драться друг с другом — или с настоящими юношами — на шпагах. Границы существовали, но в разных странах — разные, и в любом случае были шире, чем в обычные дни.

Карнавал-маскарад мог быть приурочен к какому-то празднику (как на Руси на Святки) или объявлен просто так, он мог повторяться из года в год или стать чем-то исключительным. Карнавальная культура успешно просуществовала до начала двадцатого века, когда всё стало строго, серьёзно и очень, очень определённо круглогодично.

Классика маскарада - венецианский карнавал.

Не только развлечения

Поскольку карнавал позволял очень хорошо сохранять анонимность — кто не хотел себя выдать, тот и не выдавал, нацепляя хоть бутафорскую голову, а кто хотел дать возможность себя найти, тот едва скрывал лицо маской — карнавал был хорошим местом для встречи шпионов, политических оппонентов для неофициальных переговоров, а также отличным прикрытием для, например, дачи взятки — в таком случае поди сыщи свидетелей!

Случались на карнавалах тихие, никем до утра не замеченные убийства (мало ли кто валяется мертвецки пьяным в саду или на мостовой? мало ли, кто кричал среди общих криков веселья от боли?), случались и изнасилования. В общем, далеко не всем участникам было весело. Карнавал был идеальным моментом для преступления, если у тебя хватает хладнокровия и костюм достаточно хорош.

Картина Марселя Нино Пажо.

Сколько лет Ромео?

Одна из самых известных трагедий, по мнению некоторых, берёт начало в карнавале. Все знают, что Джульетте — неполных четырнадцать лет, но сколько лет Ромео? Казалось бы, Шекспир не отвечает на этот вопрос — по крайней мере, мы не видим ответа в театрах и на экранах кино. Но в постановки почти никогда не проникают несколько строк из текста пьесы, обращает внимание любитель Шекспира Иван Диденко, в которой два персонажа непонятно зачем вспоминают карнавал двадцать пять лет назад. Точнее, маскарад в честь свадьбы некоего Люченцо.

Что за Люченцо? Перед пьесой мы узнаём имена буквально всех персонажей, кроме отца Ромео. Очевидно, речь идёт о нём. Похоже, на его свадьбе, во время маскарада, произошло то самое, из-за чего в ссоре две семье. Вероятно, насилие — невесту, мать Ромео, изнасиловал отец Джульетты, и Ромео, таким образом, сын не Монтекки, а Капулетти.

Ромео и Джульетта знакомятся на маскараде, и Ромео при этом отпускает множество непристойных шуток, как и положено в карнавальной культуре. Это было сглажено в советских переводах.
Это косвенным образом подтверждается тем, как резко меняется отношение Капулетти к Джульетте. Он не хочет торопить её со свадьбой, поскольку она очень юна, но после того, как она переспала с Ромео, он вдруг начинает говорить ей грубости и насильно намерен выдать её за Париса. Что могло произойти «за кадром» такого, чтобы отец так испугался и возненавидел дочь? Только одно: она призналась, что переспала с Ромео. Конечно, отец Джульетты может быть в гневе от того, что она была с врагом, но, возможно, он уверен, что она переспала с собственным братом.

Правда, вряд ли и Джульетта его дочь. Няня, рассказывая о маленькой Джульетте ей самой, говорит про хозяйскую дочь то «ты», то «она», поминает свою маленькую дочурку и вообще очень путается. Возможно, дочь Капулетти умерла совсем маленькой и няня её подменила своей девочкой, чтобы избежать гнева.

Кажется слишком запутанным? Но только современному человеку. Во времена Шекспира и даже позже (почитайте Мольера), мотив трагедии ложных брата и сестры был очень популярен в театрах, как и мотив подмены хозяйского ребёнка. То, что для современников Шекспира могло быть просто обращением к популярному сюжету, не требующим долгого раскрытия, для нас теперь выглядит путаницей, и режиссёры раз за разом выкидывают обсуждение свадьбы Люченцо, не пытаясь понять, какую роль оно играет в пьесе. А Ромео раз за разом играют подростки.

Текст: Лилит Мазикина.
Источник:https://kulturologia.ru/mosaic/


promo vitkvv2017 september 8, 07:00 42
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded