Categories:

«Бурбонская лилия» для вдовы и похитители скрипок

О писателе Алексее Николаевиче Толстом ещё при жизни сочиняли легенды. О его любвеобильности, о его барстве в Стране Советов, о том, как он добывал антикварные вещи, которые любил и коллекционировал.

Легенды о «красном графе»

Существует история о том, как после присоединения Западной Украины к СССР в 1939 году граф вывез из замка Радзивиллов уникальный паркет, после чего Сталин якобы сказал ему: «Я-то думал, вы настоящий граф. А вы паркет упёрли». В квартире Алексея Толстого на улице Спиридоновке в Москве, которую писатель превратил в «графские хоромы», действительно был какой-то эксклюзивный паркет.А ещё в нём находилось большое количество старинной дорогой мебели и картин известных художников. Но самой большой ценностью Толстого считалась брошь французских королей «Бурбонская лилия». Стоимость этой броши в виде трёх бриллиантовых лепестков, украшенных тринадцатью крупными плоскими бриллиантами и одним рубином-кабошоном, говорят, составляла порядка полумиллиона долларов.

По легенде, брошь «Бурбонская лилия» была заказана ювелирам французским королём Людовиком XV в качестве свадебного подарка, который его внук, дофин Людовик, должен был преподнести своей невесте, австрийской эрцгерцогине Марии-Антуанетте. Якобы Мария-Антуанетта, став королевой Франции, подарила эту брошь одной из своих фрейлин. А потом она каким-то образом стала фамильной драгоценностью Толстых. Якобы отец Алексея, граф Николай Толстой подарил её своей жене, матери писателя, Александре Леонтьевне, а она отдала её сыну.Звучит, конечно, как выдумка, но Толстой был и в самом деле состоятельным человеком. Как рассказывали антиквары, Толстой, заходя в антикварный магазин, показывал пальцем на драгоценности, словно это было бакалейная лавка, и просил их завернуть.

Одна в доме

Алексей Толстой умер в 1945 году, с тех пор в его большой квартире на Спиридоновке хозяйничала вдова Людмила Ильинична. Жила она тихо и спокойно, пока 14 ноября 1980 года в её квартире не раздался звонок в дверь. Открывать пошла домработница. Из-за двери сообщили, что пришла милиция. Домработница отворила и тут же была отброшена в сторону двумя мужчинами, ворвавшимися в квартиру. Под угрозой ножа домработницу и вдову писателя запихнули в ванную комнату и заперли там на щеколду. Грабители принялись обшаривать квартиру в поисках ценностей. В искусстве воры явно не разбирались. К счастье, украли малую толику уникальной коллекции, только те драгоценности, которые Людмила Ильинична не успела спрятать.Позже они рассказали, что среди множества разных ценностей в доме Толстого отбирали себе добычу по принципу «что блестит». Например, взяли две картины малоизвестных голландских художников, а более дорогие полотна отечественных мастеров не тронули, прихватили массивные, но не особо дорогие подсвечники с позолотой и американскую шубу хозяйки квартиры, которую та покупала лет тридцать назад. Но вскоре в квартире появился третий грабитель, который, похоже, знал, что искать. Он открыл шкатулку с драгоценностями и радостно воскликнул: «А вот наконец и она, голубушка!».

Преступники ретировались, прихватив с собой, кроме всего прочего, и «Бурбонскую лилию», и очень дорогие серьги с солитёрами.Хотя ограбление вдовы Толстого было успешно раскрыто, но расследование не обошлось без досадных промахов. И это невзирая на то, что оно стояло на контроле у главы МВД Николая Щёлокова и начальника московского ГУВД Василия Трушина. Возможно, находившаяся в стрессовом состоянии Людмила Ильинична не сразу вспомнила важные обстоятельства. Сначала сыщики, узнав, что накануне она была в своих лучших драгоценностях на приёме в румынском посольстве, пошли по ложному следу и заподозрили в причастности к преступлению артиста цыганского театра «Ромэн» Бориса Буряце, известного своими махинациями с драгоценностями. Он тоже был в румынском посольстве. Но даже допросить Буряце не удалось, помешала его подруга, дочь генсека Галина Брежнева. И чем дальше раскручивалось это дело, тем больше в его орбиту втягивалось каких-то прохвостов, жуликов и просто уголовников.

Вероника решила убежать

Среди людей, посещавших вдову писателя в последнее время, внимание сыщиков привлёк эстонский писатель Ахто Леви, воевавший против СССР в составе «лесных братьев» и отсидевший после войны несколько сроков, в том числе за кражи. Из-за тёмных пятен в биографии его не хотели принимать в Союз писателей. Поэтому он заявился к Людмиле Ильиничне с просьбой, чтобы она за него похлопотала. Муровцы нашли эстонского писателя в милицейском КПЗ, куда он угодил за кражу яиц из магазина. Но быстро выяснили, что Толстую он не грабил. Наконец, сыщики напали на верный след. Они выяснили: когда Людмила Ильинична завещала свою квартиру в дар Литературному музею, оттуда к ней направили фотографа Генрихаса Добкявичуса, который приходил с какой-то девушкой. Добкявичуса допросили. Он объяснил: да, приходил со своей подругой Вероникой Пордео.Вероника приехала в Москву из Молдавии. Во ВГИК и МГИМО её не взяли, но каким-то образом она сумела поступить в Литературный институт, а позже окрутить пожилого сотрудника посольства Франции в СССР Пордео и выйти за него замуж. Веронику сумели перехватить в Шереметьево перед самым отлётом во Францию. Вместе с ней задержали Лёню Слепака из Одессы.

Лёня считался первым красавцем Одессы. И замужняя Вероника влюбилась в него без памяти. Спепак решил свалить из СССР в Израиль, но для начала обзавестись капиталом. Он уговорил Веронику попасть в дом вдовы Толстого и высмотреть там, что есть ценного. А потом через посредников вышел на молдавского вора Анатолия Беца, который приехал в Москву со своей «бригадой». С ней Бец и ограбил квартиру Толстого по наводке Слепака. Только Леню Бец цинично «кинул»: все, что вынесли из квартиры, он оставил себе. Однако когда личности преступников установили, их поимка стала лишь делом времени. И вскоре троицу задержали.Самого Беца взяли в Одессе, где у него жила невеста. А похищенные ценности из квартиры писателя нашли по анонимной или оперативной наводке в московской прачечной. 

Не было среди них только самых дорогих драгоценностей — броши и серёжек. Нажали на Беца — он сказал, что сбыл их некоему цеховику в Баку. Вместе с ним муровцы отправились в столицу Азербайджана. Цеховик встал в позу, козырял большими связями, но муровцы проявили характер. Цеховик выдал серьги с солитерами, но сказал, что брошь «Лилия» не покупал. Пришлось снова нажать на Беца. Он согласился помочь найти «Бурбонскую лилию», но при условии, что ему разрешат встретиться с беременной женой. Оперативники согласились и повезли его в Одессу. Говорят, Анатолий обладал гипнотическими способностями. Во время свидания его невеста бритвой порезала себе живот, и пока оперативники оказывали ей помощь, он выскользнул из квартиры и сбежал.

Для его поисков что только не предпринимали: договаривались с ворами в законе и даже на время подменили его невесте в роддоме девочку на мальчика, поскольку Бец пообещал ей, что, если она родит сына, он навестит её во что бы то ни стало. Но своё обещание Бец не сдержал. И своего ребёнка так и не увидел. Его застрелили при задержании.Воры пытались вывезти его в багажнике машины. За ними погналась милиция, они открыли огонь. Когда машину догнали, Анатолия извлекли из багажника уже мёртвым.А «Бурбонскую лилию» так и не нашли. Скорее всего, Бец распилил её и продал по частям. Вероятный скупщик был найден мёртвым в своей квартире с револьвером в руке и тремя пулями в сердце. Всех причастных к ограблению Людмилы Толстой осудили. Тюрьмы по ходатайству французского правительства избежала только Вероника Пордео. Она улетела в Париж.Но судьба её сложилась трагически: в Париже её застрелили.В плену воровского мифаЭту печальную детективную историю молва разукрасила живописными мифическими деталями. Якобы серёжки-солитеры нашлись в семье руководителя Азербайджана Гейдара Алиева. Но самым ярким персонажем молва сделала вора Анатолия Беца, который и опасность чуял за версту, и жертв гипнотизировал, и из суда сбегал, как Котовский. Но кто в этой истории достоин мифа, так это прежде всего Алексей Толстой, чья квартира сегодня является музеем.

Похитители скрипок

Кто не знает известного романа братьев Вайнеров и одноимённого фильма «Визит к Минотавру»? Но не всем известно, что прототипом скрипача Полякова послужил выдающийся скрипач Давид Ойстрах.

Журнал: Мир криминала №6, март 2018 годаРубрика: Мастера уголовных дел Автор: Анна КузнецоваФото: скрипка Страдивари

Правда, в основу фильма был положен совсем другой криминальный эпизод, связанный с именем Ойстраха. Его скрипку Страдивари, подаренную бельгийской королевой, действительно украли, но через 25 лет после описанных в книге событий.Наказание за непокорность?Жизнь знаменитого скрипача складывалась не так уж гладко. Постоянные гонения, конфликты с сильными мира сего приводили к нервным срывам, инфарктам и в конце концов — к скоропостижной смерти. Одним из потрясений стало ограбление его московской квартиры в 1968 году.Не очень радостным для Давида Ойстраха был тот год. В день рождения его тепло поздравляли друзья и поклонники, а вот официальные власти и пресса проигнорировали маэстро…В июне 1967 года на Ближнем Востоке случилась Шестидневная война — она шла между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой стороны и закончилась оккупацией Израилем Голанских высот, Синайского полуострова, сектора Газа и западного берега реки Иордан. После этого в СССР развернулась кампания антисемитизма — на этот раз под лозунгом борьбы с сионизмом, приравненным к фашизму.В начале 1968-го во время гастролей в США Ойстраху сообщили, что он должен подписать один документ. В этом документе осуждалось правительство Израиля, призывающее евреев всего мира перебраться на историческую родину. Ойстрах отказался.Звоночек прозвенел, когда его юбилей в официальных кругах проигнорировали.  

А 27 октября 1968 года, когда Давид Ойстрах гастролировал в Италии, ограбили его московскую квартиру. Грабители похитили деньги в разных валютах, драгоценности, в том числе и подаренный первым президентом Турции Ататюрком золотой портсигар, шахматы с золотыми и серебряными фигурами — подарок королевы Елизаветы Бельгийской. К счастью, не тронули бесценные скрипки.Об этой краже трубила вся мировая пресса, телефонные аппараты в советских министерствах иностранных дел и культуры раскалялись от звонков аккредитованных в Москве послов зарубежных государств. И — о чудо! — через три месяца все похищенные ценности были найдены. 

Преступников арестовали.По версии правоохранителей, в дом Ойстрахов под видом рабочего проник уголовник, который унёс золотые вещи — для дамы сердца. Следом в квартиру якобы наведался младший брат вора и прихватил то, что не взял старший. При этом выронил эспандер, на котором значилась фамилия — Тимохин.Один из друзей Ойстраха предположил, что эта кража — наказание за отказ музыканта участвовать в антиизраильской кампании…
Подарок «красной королевы»По мотивам этой кражи братья Вайнеры в 1972 году написали роман «Визит к Минотавру». По сюжету, во время отсутствия дома скрипача Льва Полякова к нему забрались воры. Среди украденных вещей находилась и скрипка «Санта-Мария», созданная более 260 лет назад Антонио Страдивари.

Но в действительности у Ойстраха инструмент не украли — у него была тогда скрипка Гварнери, и он взял её с собой на гастроли. Дома оставался обыкновенный серийный Вильом, за который, правда, дают на аукционе «Кристис» 700 тысяч долларов. Воры брать скрипку не стали — посчитали, что она из обычного музыкального магазина.Когда братья Вайнеры задумали писать роман, они тщательно изучили дело о краже у Ойстраха. Однако музыкант был против публикации каких-либо материалов о том деле. И тогда Вайнеры решили, что их героем станет другой музыкант и у него украдут скрипку Страдивари. Кстати, в фильме фигурировала настоящая скрипка итальянского мастера, принадлежащая Ойстраху. Её украли, уже по-настоящему, спустя девять лет после выхода на экраны фильма.

У этой скрипки, изготовленной в 1671 году, удивительная история. Её подарила Давиду Ойстраху королева Бельгии Елизавета, которая сама была прекрасным музыкантом. Она училась у всемирно известного бельгийского скрипача и композитора Эжена Изаи и даже впоследствии учредила международный музыкальный конкурс его имени, который и сейчас проводится в Брюсселе. В 1937 году Ойстрах стал победителем этого конкурса, и с тех пор его и королеву Елизавету связывала дружба. В непростые времена Елизавета не боялась высказывать свои симпатии к Советскому Союзу, за что была даже прозвана «красной королевой». Известно, что она писала Сталину: «Дорогой генералиссимус, я провожу конкурс скрипачей и рассчитываю на участие представителей вашей замечательной школы». Сталин якобы наложил резолюцию: «Послать. Обеспечить победу».После смерти Давида Ойстраха его семья преподнесла подаренную королевой скрипку в дар Московскому государственному музею музыкальных инструментов имени М.И. Глинки.

Говорят, маэстро играл на ней лишь дважды: самая миниатюрная из скрипок Страдивари для мужских рук слишком мала. Её страховая стоимость составляла миллион долларов, и это был один из самых охраняемых инструментов в стране. Три раза в год его снимали с витрины для участия в концертах лучших скрипачей, а репетировать на нём можно было лишь под охраной милиции.
На кражу подтолкнул фильм?И вдруг в 1996 году, в ночь на 23 мая, эту скрипку вместе с другой — известного немецкого мастера XVII века Якоба Штайнера — украли! К месту происшествия тут же прибыла опергруппа. Удалось выяснить, как действовали воры. Им удалось «замкнуть» на двери служебного входа охранную сигнализацию таким образом, что она по всем параметрам была вроде бы в рабочем режиме, а на самом деле оставалась глухой к взлому. Поэтому преступники легко проникли внутрь, сорвав замок. Дверь, ведущую в зал экспозиции, взламывать не пришлось: её просто забыли закрыть. 

Кражу обнаружили лишь утром.Специально созданный штаб по координации поиска скрипок возглавил начальник московской милиции. Речь шла не только о стоимости скрипок, но и о престиже страны.Спустя некоторое время в музее раздался телефонный звонок с предложением… выкупить инструменты. Неизвестный, чтобы подтвердить наличие у него скрипок, прислал сначала их фотографию, потом в ячейку в камере хранения Белорусского вокзала подложил видеокассету. Сомнения исчезли: скрипки целы и пока что никем не востребованы. Это означало, что кража не была заказной. В противном случае раритеты сразу же уплыли бы за рубеж или их надолго спрятали бы в тайник.Оперативники от имени музейных работников вели переговоры со звонившим, тянули время, торговались — нужно было «засечь» телефон, которым пользовались воры. Договорились было о встрече, но она не состоялась — переговорщик, видимо, решил отказаться от сделки.

А в ночь на 11 сентября 1996 года из Государственной публичной исторической библиотеки России воры вынесли сотни редких книг, стоимость которых оценивалась более чем в 400 тысяч долларов. Вскоре в МУР поступила информация, что в антикварном магазине появился человек, предложивший на продажу старинные книги и назвал раритеты, числившиеся среди похищенных из библиотеки.Оперативники решили, что между двумя кражами — скрипок и книг — есть что-то общее, и объединили усилия. Человека, сдавшего книги на комиссию, задержали, стали проверять на причастность к краже в музее имени Глинки.И он сознался, назвав имя подельника.Тот был в это время в Сочи, там грубо нарушил правила дорожного движения и попал в милицейскую сводку. Зная его пристрастие к карточным играм, оперативники устроили засаду во всех местных игорных заведениях. Под давлением фактов подозреваемый признался, что скрипки находятся в полуразрушенном доме в Абхазии.

В ходе следствия выяснилось, что оба вора — офицеры, выпускники военного училища, однако в армии служить отказались, подали в отставку. Воровать начали, когда учились на последнем курсе училища: им не хватало денег на выпивку и на выплату карточных долгов. На кражу скрипок один из преступников решился после… просмотра фильма «Визит к Минотавру»!Преступники никак не могли решить, как поступить с украденными инструментами. Хотели было вывезти за границу в двойном бензобаке, но продажа заняла бы время, а деньги требовались срочно — на игру и оплату карточных долгов. Решили пока отвезти скрипки в Абхазию, где у одного из воров был свой бизнес.Скрипка Страдивари была серьёзно повреждена. Инструмент реставрировали по старинной технологии. Были опасения, что исчезнет её неповторимый звук. Но, когда в октябре 2002 года, после долгого перерыва, скрипка Страдивари вновь зазвучала в одном из залов музея, её голос был тем же, что на эталонной записи Ойстраха.

http://bagira.guru

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded