vitkvv2017

Categories:

Как дамы XIX века перевозили багаж и что было в их чемоданах, корзинах, картонках

Та дама из стихотворения Маршака, что сдавала в багаж многочисленные милые ее сердцу ценности, путешествовала давным-давно, но романтика и прелесть железных дорог с тех пор, пожалуй, остались неизменными. Что же касается рассказа о практических сторонах поездки, дамам XIX века было чем поделиться с нынешними – и немудрено, ведь за время, прошедшее со дня запуска железнодорожного сообщения в России, поменяться успело многое.

Железная дорога – роскошь или удобный способ путешествия?

Раз уж дама «сдавала в багаж», речь идет, скорее всего, о первом или втором классе вагонов, потому что пассажиры третьего класса и ниже были вынуждены везти свою поклажу при себе, размещая ее на полках. Разные уровни комфорта при поездке на поезде возникли с самого появления в России железнодорожного сообщения – эта традиция пришла из Англии.

Царскосельская железная дорога приняла первых пассажиров в 1837 году.

Первая железная дорога связывала Санкт-Петербург и Царское Село, а также Павловск – некогда императорскую резиденцию и излюбленное «дачное» направление для российской знати. Первый паровоз, тянувший за собой вагоны, прошел по этим путям еще в 1837 году, а в числе первых пассажиров был сам император Николай I. Стоит, кстати. заметить, что акции компании, что финансировала строительство этой железной дороги, принадлежали внуку Екатерины II – Алексею Бобринскому. Новый способ путешествия воспринимали как истинно роскошный, свидетельствующий о том, что будущее уже наступило, и долгое время все причастные к эксплуатации железнодорожных составов и вокзалов поддерживали очень высокий, действительно царский уровень сервиса.

Довольно скоро количество пассажиров третьего и четвертого классов превысило число тех, кто путешествовал с повышенным комфортом

Впрочем, в Царское Село и Павловск стали ездить и другие пассажиры, не принадлежащие к царской или какой-либо дворянской фамилии. Проезд, в зависимости от класса, стоил от 40 копеек – «без крыши и рессор» - до 2,5 рублей – в вагонах класса «Берлин», самых комфортабельных. За те деньги, что составляли стоимость самого дешевого билета, можно было купить несколько килограммов мяса, яиц и хлеба.
В 1851 году было завершено строительство железнодорожных путей, соединяющих Москву и Санкт-Петербург, и стоимость билетов от одной столицы до другой варьировалась уже от 7 до 19 рублей (цены третьего и первого классов), но можно было доехать и в товарном вагоне-теплушке – за 3-4 рубля.

Первое время пассажиры пользовались многоразовыми жетонами-жестянками, которые сдавали кондуктору после окончания поездки

Первые поезда вызывали понятное опасение – ходили слухи, что от высокой – до сорока верст в час! – скорости человеку угрожает развитие болезни мозга. И все же удобство и значительно более короткое, по сравнению с конными экипажами и дилижансами, время переезда из одной точки страны в другую скоро завоевали железной дороге любовь и знатных пассажиров, и клиентов попроще. После отмены крепостного права в 1861 году произошел настоящий бум переездов – и бум строительства все новых железнодорожных путей. В 1870-х годах они протянулись уже по всей стране. Железные дороги были вынуждены уступить наплыву «простых» пассажиров: их стали допускать даже в залы ожидания для первого и второго классов, и немудрено: перевозить большое количество пассажиров низших классов оказывалось делом довольно прибыльным.

К концу позапрошлого века железные дороги протянулись уже по всей империи

Вагоны, в которых размещались пассажиры, были окрашены в один из четырех цветов: синие предназначались для путешествующих первым классом, желтые – для пассажиров второго, зеленые – для тех, кто ехал третьим, самые простые вагоны, предназначенные для четвертого класса, были серого цвета.
А та квитанция, которую получила знаменитая дама, рассчитывалась исходя из стоимости 3 копейки за каждый сданный в багажный вагон предмет.

Бумажный билет - «картонка»

Рост популярности поездов, или «машин», как их тогда называли, приводил к гораздо более частым путешествиям по Российской империи и за границу и существенным образом повлиял на разные стороны жизни женщин XIX века, в частности, на моду. Пышные юбки были неудобны для ношения в купе поездов, и фасоны платьев претерпели изменения. А главное, появился новый удобный способ перевозить свои вещи – упаковывая их в чемодан.

Багаж

Часть экспозиции Музея истории Санкт-Петербурга, посвященная багажу в XIX веке

Раньше во время поездок вещи укладывали в сундуки, которые размещались в конных экипажах. Любой переезд был важным, серьезным событием, к нему готовились неделями, а паковаться начинали заранее. Брали с собой много всего – ведь в пути предстояло провести несколько дней, останавливаясь отдохнуть на постоялом дворе - если ехали своим экипажем, или же от станции к станции, где можно было сменить лошадей и преодолевать в день до 100 – 150 верст. В пути было скучно и грязно – дороги между городами и тогда были довольно «гнусными», часто приходилось ехать по топи, вымощенной бревнами. Зато тяжелые деревянные сундуки отлично справлялись с задачей перевезти багаж из точки «А» в точку «Б».

Чемоданы были удобны в использовании для тех пассажиров, кто не имел возможности нанять прислугу

Но вот пришла пора быстрых и удобных для путешественника поездов, и стала бурно развиваться «багажная индустрия». Слава изобретателя первого чемодана – с плоской твердой поверхностью – принадлежит Луи Вюиттону. Этот предмет стал набирать популярность – чемоданы благодаря их форме можно было без ущерба для содержимого устанавливать один на другой.
Пассажиры и пассажирки, что нуждались в перевозке большого количества одежды и обуви, использовали кофры – сундуки, которые можно было ставить вертикально, и тогда они заменяли собой гардеробы.

Саквояж

После Гражданской войны в США во всем мире в употребление вошли саквояжи – поначалу их изготавливали из ковра. Потом уже эти сумки стали делать из кожи. Саквояжи стали не просто сумкой для поездки, как это и следует из оригинального названия (sac voyage – «сумка для путешествия»), их использовали в работе врачи и учителя.
«Картонка» - это важная составляющая любого багажа XIX века, в картонных коробках перевозили шляпы и шляпки. Кроме того, при себе каждый путешествующий первым и вторым классом обязательно имел дорожный несессер. Он предназначался для мелких предметов, необходимых во время поездки (nesessaire и означает по-французски – «необходимый»). Состоящий из разных отсеков и отделений, он вмещал в себя множество всего – расчески, зеркала, пудреницы, флаконы с духами и лекарствами, помады, носовые платки, манжеты, воротнички и принадлежности для шитья. Впервые возникший еще в XVIII веке, несессер стал со временем настоящим произведением искусства, мастера состязались между собой в умении скомбинировать и упорядочить его содержимое – оно исчислялось порой сотнями разных предметов.

Дорожный несессер

В поездку брали и дорожные шкатулки-секретеры, где возили приспособления для письма и где часто были предусмотрены тайные отделения для важных бумаг.

Роскошный сервис и плата за воздух

Лучшим образцом железнодорожного сервиса дореволюционных времен стал Сибирский экспресс Санкт-Петербург – Иркутск, спальные вагоны прямого сообщения, что подразумевало, что многодневный путь пассажиры преодолевали без каких-либо пересадок. Этот поезд состоял только из вагонов первого и второго классов. Он был оснащен собственной электростанцией, в нем впервые в России появился вагон-ресторан, а также к услугам пассажиров были библиотека, гостиная с пианино и даже тренажерный зал. Путешественникам предоставлялись постельное белье, чай, настольные лампы, а также – по желанию – горячие ванны. Сибирский экспресс стал символом и воплощением роскоши и романтического шика.

Поезд XIX века

Само собой, ни один из поездов Российской империи по уровню комфорта и роскоши не мог сравниться с императорским. В вагонах, которых в составе было целых пятнадцать, была предусмотрена бесшумная система вентиляции и отопления, кондиционирования воздуха, располагались камины, интерьер поражал качеством отделки и внутренним убранством, сравнимым с дворцовым.

Императорский поезд был призван обеспечить полный комфорт царской семьи, и цель была достигнута

В вагонах первого класса обычно путешествовали представители дворянства и купечества, высшие чиновники. С 1891 года появилось правило, согласно которому в вагонах третьего класса появились купе только для женщин – в случаях, если в поезде приходилось ночевать.

Для путешествий существовали специальные дорожные платья, защищавшие от грязи и пыли

Дамские ботинки для поездок

Железнодорожное ведомство всерьез билось над проблемой вентиляции в вагонах третьего и четвертого классов: пассажиров в вагоне было слишком много, чтобы обеспечить оптимальное для человека количество воздуха. Толчея, духота, табачный дым были непременными составляющими поездки в «дешевом» вагоне. Фактически, богатые пассажиры платили и за воздух – чистый и доступный в достаточном количестве.
Одно несомненно – поездка по железной дороге погружало и погружает путешествующих в особый мир, мир случайных встреч, однообразных пейзажей за окном, стука колес, и тоски по старому и предвкушения нового.
https://kulturologia.ru/mosaic/

Buy for 20 tokens
“Those who don’t study history are doomed to repeat it. Yet those who do study history are doomed to stand by helplessly while everyone else repeats it.” doom [duːm] - рок, судьба, фатум ; гибель; кончина, смерть to doom - обрекать;…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded