vitkvv2017

Categories:

Самые скандальные кулинарные мошенничества в Российской Империи, которые лишали людей здоровья и ...

В царской России жульничества с едой было ничуть не меньше, чем сейчас. Но по сравнению с некоторыми преступлениями того времени, нынешние махинации могут показаться просто детской шалостью. Продукты питания и напитки — одна из самых благодатных сфер для обмана населения в Российской Империи. Правители регулярно издавали указы, призванные остановить подделки хлеба, мяса, пчелиного меда, сахара и других продуктов. Несмотря на это, предприимчивые дельцы продолжали добавлять в кофе дорожную пыль, смешивать масло с клеем и проворачивать другие мошеннические «схемы», которые нередко стоили людям жизни.

Пиво с глицерином, надутые гуси и другие хитрости рыночных торговцев

Смоленский рынок в Москве, XIX век./Фото: img-fotki.yandex.ru

В 1842 году в Санкт-Петербурге было опубликовано первое пособие по кулинарии и домоводству — «Ручная книга опытной хозяйки» Екатерины Авдеевой. Кроме секретов русских блюд в книге описаны популярные в то время торговые хитрости, о которых должна была знать любая хозяйка при выборе продуктов. Автор книги пишет: «К числу обманов в торговле живностью принадлежит надувание». Мелочники-продавцы покупали тощих птиц и старались пустить их в продажу «казовым концом» (с лучшей стороны). Для этого они надували гуся воздухом и зашивали заднее отверстие.

Варварскими фокусами с надуванием живых птиц дело не ограничивалось. Многие историки, изучавшие русскую кухню, утверждают, что в царской России подделывали все, что можно было выпить или употребить в пищу.

До изобретения холодильника торговля мясом представляла много сложностей. Летом и весной для сохранности продукта тушки держали в специальных ледниках, которые были далеко не у каждого. Мясо быстро портилось, и недобросовестные торговцы предавали ему товарный вид вымачиванием в селитре.

По объему фальсификата в дореволюционной России одно из первых мест занимало вино. В винодельческих регионах подделками не торговали — настоящего дешевого вина из винограда там было в избытке. Фальсификация развивалась в Москве, Петербурге и других крупных городах, где не было собственных винзаводов. В конце XIX века экономист С.И. Гулишамбаров рассчитал, что в течение 3 лет до 1890 года в Москву было доставлено до 460 тыс. пудов вина из Крыма, Кавказа, Бессарабии и Дона. При этом из Москвы в другие города было вывезено до 800 тыс. пудов напитка. Такие «вина» изготавливались из воды, сахара, спирта и красителей.

Бытописатель Евгений Платонович Иванов в своей книге «Меткое московское слово» приводил слова одного официанта из ресторана на Нижегородской ярмарке: «Коли пиво скисает, сейчас в него известь кладут». Известью предприимчивые владельцы трактиров пытались отбить запах скисшего напитка. Но это еще не самое страшное. В начале XX века после многочисленных жалоб в некоторых заведениях Москвы и Петербурга были взяты пробы бутылочного пива. Почти в каждом образце были обнаружены ядовитые ингредиенты. Серную кислоту добавляли для осветления пива, а с помощью глицерина маскировали специфический вкус и делали густую пену.

В разливное пиво иногда подмешивали белену, полынь и алоэ.

Дело купцов Поповых о подделке китайского чая

Работники чаеразвесочной фабрики И. П. Колокольникова. Челябинск, 1903 г./Фото: chelmuseum.ru

Китайский чай впервые появился в России еще в начале XVII века — посол из Китая передал его царю Михаилу Федоровичу в качестве подарка. Тогда экзотический напиток не пришелся по вкусу и про него забыли на 20 лет. А в середине XVII века монгольский хан снова преподнес несколько тюков чая русскому послу. Чай снова стали пробовать при царском дворе, к счастью, догадались сварить его в кипятке, чтобы оценить истинный вкус напитка.

До XIX века чай из заморских листьев считался роскошью. Поскольку листья поставлялись напрямую из Китая, их распространение по всей России начиналось из городов Сибири. В 1821 году Александр I разрешил продавать чай в трактирах и ресторанах, тем самым спровоцировал объемы чайной торговли. Спрос был велик, купцы получали на этом продукте огромные деньги. Чтобы сделать прибыль еще больше, бакалейщики добавляли отходы чайного листа, стебли и сухие ветки других растений. За натуральный китайский продукт часто выдавали листья березы, рябины, земляники, кипрея или иван-чая.

В архивных записях исследователя А.Субботина говорилось о многократном использовании заварки. Ее собирали в трактирах после посетителей и отвозили на производство. Там заварку сушили, красили купоросом, сажей, графитом и отправляли на повторную реализацию.

В конце XIX века прогремело «чайное» дело о братьях-купцах Александре и Иване Поповых. Они торговали поддельным китайским чаем с этикетками, имитирующими «бренд» известного в то время чайного дома с безупречной репутацией «Братья К. и С. Поповы». На суде Александр взял вину на себя и был пожизненно отправлен в Сибирь. Его брата оправдали.

«Универсальные» добавки из гипса, извести и пыли

В 1842 году в Петербурге был открыт первый кафе-ресторан «Доминик»./Фото: pbs.twimg.com

Принято считать, что кофе появился в царской России в 1665 году. Придворный лекарь выписал Алексею Михайловичу рецепт на основе вареного кофе от «надмений, насморков и главоболений». Петр I, пристрастившийся к этому напитку в Голландии, ввел в России Европейскую моду на кофе. С 1718 года без кофепития не обходился ни один дворянский бал. А в 1740 году в Петербурге появилась первая кофейня.

В XIX веке кофе распространился среди широких слоев населения и получил большую популярность у мошенников. В 1880-е годы прошло несколько громких судебных процессов над продавцами кофейных зерен. Для изготовления они использовали гипс, глину и мастику. Чтобы придать продукту нужный цвет и запах, бакалейщики полоскали гипсовые зерна в растворе из кофейной гущи. В то время полицией были обнаружены целые группы из бродяг, которые в условиях антисанитарии вручную лепили зерна из пшеничного, бобового и кукурузного теста, после чего обжаривали их в патоке.

Для растворимого кофе находили другие уловки — насыпали в упаковки с порошком от 30 до 70% дорожной пыли, цикорий, молотый ячмень и желуди.
К пшеничной и ржаной муке часто подмешивали более дешевую ячменную, бобовую или крахмал. В худшем случаем там обнаруживались квасцы, следы гипса или извести. Чтобы улучшить вид хлеба, пекари добавляли в некачественную муку углекислый натр и соляную кислоту.

В сахаре хозяйки обнаруживали в лучшем случае крахмал и муку, в худшем — все ту же известь, песок и мел.

Сливки из мела и масло из мыльного раствора

Рабочие на маслобойне./Фото: avatars.mds.yandex.net

Настоящей золотой жилой для мошенников в то время были молочные продукты. Та же Екатерина Авдеева, написавшая книгу для хозяек, отмечала: «В молоко для увеличения жирности повсеместно добавляют известь, в сливки, чтобы они казались гуще, — мел».

Свежее молоко часто разбавляли кипяченой водой, в прокисшее подмешивали соду или известь. Популярными добавками для сыров были обычная мука и крахмал. Содержание жиров в молочных продуктах увеличивали откровенным жульничеством — добавляли растопленные бараньи мозги и говяжий жир. Особо наглые дельцы не гнушались даже мыльным раствором и столярным клеем для придания нужной консистенции.

Сливочное масло было сравнительно дорогим продуктом. У недобросовестных продавцов оно имело высокий процент крахмала, рыбьего жира, свиного и говяжьего сала.

В 1902 году для замены масла был создан более дешевый маргарин из животных и растительных жиров, но даже его стали подделывать. Продукт подкрашивали морковным соком и отваром из луковой шелухи, чтобы придать ему характерную «жирную» желтизну.

В том же году от населения часто поступали жалобы на «прогорклый жир», и тогда в Москве начались проверки. Выяснилось, что только половина образцов маргарина соответствует нормам.

Ядовитые краски для горошка и конфет

Полицейский инспектирует торговые ряды на Сухаревском рынке в Москве./Фото: lh5.ggpht.com

В XVIII веке зеленый горошек, привезенный иностранцами, получил всенародное признание в России. Он быстро распространился по всей стране, стал использоваться как самостоятельное блюдо и гарнир. Стоимость гороха была сравнительно высокая, и дельцы быстро поняли, как на нем можно нажиться. В конце XIX века в Петербурге были зафиксированы случаи массового отравления консервированным горошком, в том числе и с летальным исходом. Чтобы скрыть нарушения технологии производства и придать продукту сочный зеленый цвет, мошенники щедро заливали горошек медным купоросом. В числе отравившихся было более тысячи человек, поэтому преступников быстро вычислили и отправили на каторгу.

Кондитерские изделия того времени тоже были далеко не безопасны для здоровья.

Доктор медицины А. Фишер-Дюкельман в 1903 году писала, что почти все леденцы в торговых лавках имеют искусственные оттенки, для создания которых наверняка используют ядовитые краски. Зеленые конфеты — из яри-медянки, красные — из киновари (сульфид ртути), белые — из цинковых белил, желтые — из свинцового глета и т.д.

Мошенники подделывали даже обычный кусковой сахар. Самые требовательные покупатели предпочитали рафинад высшего сорта с «благородным» голубоватым оттенком, поэтому некоторые бакалейщики пропитывали сахарные кусочки слабым раствором синьки.

К слову, подделывали далеко не только продукты или вещи. Но даже декреты советской власти.

Кто и зачем выпускал фейк-декреты о национализации русских женщин на заре становления советского государства

Октябрьская революция 1917 года стала переломным моментом в истории России. Новое рабоче-крестьянское правительство начало решительно перестраивать многие сферы политических, экономических и социальных устоев государства. Не все законодательные акты советской власти воспринимались с одинаковым пониманием. Некоторые становились предметом споров, подвергались критике, вызывали недоумение и даже всеобщее негодование. Среди последних – так называемый «Декрет об отмене частного владения женщинами», который всколыхнул не только российскую, но и зарубежную общественность, а на поверку оказался обыкновенной фальшивкой.

Нашумевший фейк-декрет «Об отмене частного владения женщинами» и его чёткий порядок обобществления представительниц прекрасного пола

Миф о том, что большевики после революции якобы «обобществили всех женщин» — одна из самых живучих «черных легенд»./Фото: cs6.livemaster.ru

В марте 1918 года на домах и заборах Саратова появились листовки, текст которых поверг в шок население города. В документе, именуемом «Декретом об отмене частного владения женщинами», излагались новые принципы, регламентирующие отношения между мужчинами и женщинами, частности – «национализацию» представительниц прекрасного пола. В распоряжении указывалось, что с целью ликвидации социального неравенства необходимо произвести обобществление женщин, и излагался чёткий порядок проведения этой процедуры.

Во-первых, упразднялся законный брак, а все замужние дамы в возрасте от 17 до 30 лет изымались из «частного владения» и объявлялись собственностью народа – так называемым «народным достоянием». Исключение сделали для матерей пяти и более детей. В декрете был прописан порядок регистрации женщин, подлежащих вовлечению в интимные отношения, а также правила пользования ими. Так, женщину можно было привлекать к занятию сексом в течение не более 3 часов максимум 4 раза в неделю. Мужья, которых в документе назвали «бывшими владельцами», получали своеобразную привилегию в виде права на внеочередное посещение собственной супруги. При этом мужчины были обязаны отчислять в специальный фонд определённый процент от заработка. Женщинам, получившим статус «народного достояния», гарантировалось ежемесячное денежное пособие. Рождённым ими детям по достижению месячного возраста обещался присмотр в «народных яслях», а затем в «детсадах-коммунах» и обучение вплоть до 17 лет. Не обошли вниманием и систему поощрений и наказаний.

Например, появление на свет двойни сулило матери денежное вознаграждение. А дама, уличённая в распространении венерических заболеваний, могла попасть под революционный трибунал.

Чем закончилось для саратовца Михаила Уварова распространение фейк-декрета

Уваров создал фейк-декрет для того, чтобы высмеять анархистов и взгляды части из них на семью и брак, но такая затея имела для него печальные последствия./Фото: avatars.mds.yandex.net

Документ, так похожий на подлинные декреты советской власти, привёл в ярость не только женщин, которых совершенно не привлекала перспектива стать общенародной собственностью, но и их спутников жизни. В Саратове вспыхнул настоящий бунт: взбешённая толпа горожан ворвалась в местный клуб анархистов и разгромила его. Присутствующим в помещении с большим трудом удалось спастись, сбежав через чёрный ход.

Чтобы реабилитироваться в глазах общественности, анархисты провели расследование и выяснили, что расклеенные по городу листовки – фальшивка, состряпанная владельцем чайной Михаилом Уваровым. Боясь обострения обстановки, анархисты – тогдашние союзники большевиков – не стали затрудняться выяснением причин, побудившим Уварова создать эту подделку. Они организовали вооружённый налёт на чайную и ликвидировали своего обидчика.

Русские женщины – собственность буржуазии?

Мужчин, желающих провести время во «Дворце любви» Хватов называл «семейными коммунарами» и брал с них деньги за посещения, сам же пользовался услугами приглянувшихся «коммунарок» бесплатно./Фото: images.complex.com

Громкий скандал с псевдодекретом имел не менее громкое продолжение. Фальшивку опубликовало большое количество печатных органов. Одни представляли документ как курьёз, другие – как реальный факт, порочащий как анархистов, так и советскую власть.

Летом 1918 года перед судом предстал владелец мануфактурной лавки Мартын Хватов. Ему инкриминировалось распространение по Москве им же изготовленного «Декрета об обобществлении российских девиц и женщин». В своём документе подсудимый негодовал по поводу социальной несправедливости, выражавшейся в том, что буржуазия завладела «лучшими экземплярами прекрасного пола», вследствие чего невозможно «правильное продолжение человеческого рода на Земле». В ходе судебного разбирательства выяснилось, что предприимчивый лавочник успел отчасти реализовать некоторые положения своего фейка. В приобретённом им доме в Сокольниках был создан «Дворец любви коммунаров». Под громким названием скрывался обыкновенный публичный дом. Плату за услуги «коммунарок» хозяин заведения без зазрений совести клал в собственный карман.

Александра Михайловна Коллонтай.

Вынесению оправдательного вердикта способствовала выступающая защитником Хватова Александра Коллонтай, которая при любой возможности пыталась отстоять право мужчин и женщин на свободную любовь. Мартыну надлежало только внести в государственную казну заработанные на сексуальном бизнесе деньги. Однако сделать это Хватов не успел: на следующий день после освобождения он был убит анархистами.

Как дискредитировали большевиков фейк-декреты

Реакция официальных властей на эти фейк-декреты была резко отрицательной – в губернии, где выдавались такие «документы», Ленин направлял телеграммы с указанием «арестовать виновных, наказать мерзавцев и оповестить население об этом»./Фото: e-history.kz

В годы гражданской войны «Декрет об отмене частного владения женщинами» и ему подобные стали для белогвардейцев действенным идеологическим оружием против большевиков. Многократно перепечатываемый фейк использовался для того, чтобы проводить агитацию против Советов, подчёркивая безнравственность и циничность новой власти. Для дискредитации действующего правительства распространялись результаты деятельности особых комиссий по расследованию злодеяний большевиков. Отголоски мифа о национализации женщин звучали и позже – в период коллективизации. Тогда противники нового строя муссировали слухи о том, что в колхозах придётся «спать под одним общим одеялом», то есть общим будет не только имущество, но и жены крестьян.

События в России не остались без внимания зарубежья. Уже летом 1918 года тема разрушения семьи и обобществления женщин в Советах стала доминировать в западноевропейской и американской прессе. Кричащие заголовки о табу на создании семьи, узаконенной социализмом проституции, полигамии по-советски возымели должное действие, и в конце февраля 1919-го в США специальная сенатская комиссия по большевизму с полной серьёзностью приняла к рассмотрению вопрос о национализации женщин в Советской России.
https://kulturologia.ru/mosaic/

Buy for 20 tokens
“Those who don’t study history are doomed to repeat it. Yet those who do study history are doomed to stand by helplessly while everyone else repeats it.” doom [duːm] - рок, судьба, фатум ; гибель; кончина, смерть to doom - обрекать;…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded