vitkvv2017

Category:

История пива

Европу принято считать родиной пива. И в наше время лидерами производства этого напитка являются европейские страны (Anheuser-Busch InBev – Бельгия; Heineken – Нидерланды; SABMiller – Великобритания; Carlsberg - Дания). Однако история пива уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Настоящая родина пива – Древний Восток.

Пиво действительно варили с незапамятных времён. Существует мнение, что этот напиток появился примерно в 9500 году до н.э. (когда начали выращивать злаковые культуры). Химические остатки самого древнего пива (3500-3100 года до н.э.) были найдены в Западном Иране (в горах Загрос). Более поздние следы пива были обнаружены в древнем Шумере, а затем в Египте, Ассирии и Китае.

ДРЕВНИЙ ШУМЕР И АССИРИЯ

На языке древних шумеров этот напиток назывался «каш».  Шумерская клинопись свидетельствует, что в городе Лагаш для приготовления «пива» только за два месяца перерабатывалось около 300 тонн ячменя. В 1935 году при раскопках на территории Древней Месопотамии (между реками Тигр и Евфрат) американскими учеными были найдены дощечки из глины (им около 6 тыс. лет), на которых изображены два человека в процессе работы у пивоваренного чана. Приготовление пива детально описано на клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. В одном из храмов Месопотамии найдена клинопись, где содержались очень интересные рецепты изготовления шумерского пива. По ним удалось установить не менее 15 сортов пива. А из разрозненных изображений 23 сцен, довольно полно удалось восстановить процесс приготовления пива.

Варили пиво из совершенно разных злаков: пшеницы, овса, ржи, проса, ячменя и полбы (а в Китае использовали в основном рис), а добавляли закисшее тесто. С помощью листьев, коры деревьев, меда, пряностей готовили аромат.

Например, из солода вырабатывался пивной хлеб. Его потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Пили пиво только через специальные тростниковые трубочки, чтобы не растворившиеся плевела, зерна не попадали в пищевод пьющего. Это был не столько напиток, сколько еда. Приготовленная без применения хмеля, она представлял собой слегка процеженную забродившую хлебную массу. Популярность этой еды-напитка была высока. В одном из древних манускриптов при описании личных качеств важного мудреца, помимо его знаний и мудрости, приводятся также сведения о том, сколько пива он мог съесть. Существует легенда, что у шумеров не то перед, не то после свадьбы (согласно разным пересказам) отец невесты устраивал жениху «пивной месяц», то есть 30 календарных дней поил его пивом за свой счёт.

У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означало: "Ты, которая так щедро напоила меня".  Также у шумеров была поговорка: "Не знать пива - не знать радости". Шумеры, а позже ассирийцы знали более 70 сортов пива, с разными названиями в зависимости от вкуса, цвета, запаха. Пили пиво сладкое (его особенно любили женщины), пили пиво темное и светлое.  Особенно распространенным в Месопотамии было темное пиво: густое, с осадком, умеренно игристое, с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода и освежающим вкусом. Пиво сдабривали пряностями, от чего оно становилось более или менее горьким, в зависимости, сколько и каких трав туда добавляли.  Пиво пили все: и простой народ, и знать. Его подносили богам, использовали вместо платы и как бартер. Шумеры даже освобождали пивоваров от военной службы, настолько ценился этот продукт и те, кто умел его готовить. 

В  ассирийском Вавилоне, правила изготовления и продажи пива отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).  Законы были выбиты клинописью (это наиболее ранняя из известных систем письма, которой пользовались шумеры, а позже - ассирийцы) на черной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 гг. в Сузах (территория древней Месопотамии). Сейчас эта стела хранится в Лувре. Там были две статьи о производстве и продаже пива, включая предельные цены на этот напиток, распоряжение о перерасчете зерна, идущего на его приготовление. Надписи гласили о суровом наказании для недобросовестных пивоваров, разбавляющих пиво водой. Если женщина, которая варила пиво, нарушала нормы назначения цен, её быстро штрафовали или немедленно бросали в воду. Тот, кто производил поддельное пиво, топили, или заставляли пить бракованное пиво до самой смерти. Древние вавилоняне были первыми строгими борцами за чистоту пива. И, по всей видимости, качество пива в Вавилоне было очень высоким. 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

В Древнем Египте о пиве упоминается с 2800 года до н.э. Оно называлось «хенкет» и было довольно крепким. Его не фильтровали, иногда готовили с добавлением имбиря и можжевельника. Именно египтяне усовершенствовали технологию приготовления солода. Они стали перетирать его, прежде чем смешивать с водой, открыв, таким образом, удивительное свойство солода, крахмал из которого растворяется в воде, отдавая в нее все ферменты и витамины, а также солнечную энергию.

Древние египтяне знали немало сортов пива, начиная от обычного ячменного, темного, светлого, мягкой консистенции, пива с тончайшим ароматом, обычного пива из смеси разных видов солода и, кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод. Выражение «пиво - это жидкий хлеб» бытовало в Древнем Египте.

Позаимствовавши секреты пивоварения от шумеров, древние египтяне так же в совершенстве владели искусством приготовления пива.Египетская настенная живопись, относящаяся к 2600-2190 гг. до н.э., показывает процесс приготовления пива (например, изображения на рельефе в гробнице Тии). Судя по рисункам, приготовление пива было тесно связано с хлебопечением: пивовар использовал аналогичные формы для выпечки хлебов, только немного шире, чем в хлебопекарне. Они расставлялись вокруг очага для прогревания, а в это время готовилось тесто в квашне из ячменя или пшеницы по особому рецепту. Оно помещалось в уже нагретые глиняные формы, и процесс выпечки контролировался до тех пор, пока хлебы не покрывались золотистой корочкой, но при условии, чтобы внутри они оставались немного не пропеченные. После приготовления хлебы смешивали с различного рода пряностями и заливали выжатым соком фиников. Эту массу процеживали, и полученная таким образом жидкость начинала бродить. Далее ее разливали по кувшинам и запечатывали для хранения или перевозки. Рецепты передавались из поколения в поколение.

Египтяне приписывали изобретение хмельных напитков самому богу Осирису. На месте древней столицы Египта были обнаружены остатки пивоварни. А принадлежала она, как оказалось, храму, и построила ее знаменитая царица Нефертити (XIV век до н.э.). На одном из настенных изображений царица разливала пиво через ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка.

Если в Древнем Шумере и Ассирии пиво пили все слои населения, то в Древнем Египте пиво было скорее напитком бедняков и средних слоев населения. Пиво, лук и хлеб - основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. Тем не менее, в гробницах фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. Из Египта секреты пивоварения перекочевали в Эфиопию, затем в Персию и на Кавказ.

Пиво пили, но при этом должны были вести себя достойно. На пьяниц уже тогда смотрели очень неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высечено наставление: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв. Когда упадешь и схватишься за край одежды рядом сидящего, никто не подаст тебе руки помощи. Даже приятели отвернутся и скажут с возмущением: «Пошел вон, пьяница!»».

ПИВО У ДРУГИХ ДРЕВНИХ НАРОДОВ

Из Египта пиво пришло в Эфиопию (здесь оно называлось «фока» и «мазар»), в Персию и на Кавказ. Из индоевропейских народов ранее других пиво узнали фригийцы и фракийцы. Они, а также скифы варили его из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

В IX-VII веках до н.э. на территории Древней Армении пиво готовили из ячменя, и называлось оно – «гареджур» (т.е. «ячменная вода»). При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления и хранения пива. Древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (V век до н.э.),  побывав в одной из деревень Древней Армении, писал:

«Там хранились также пшеница, ячмень, овощи и ячменное вино в кратерах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него воткнут был тростник больших и малых размеров, но без коленцев; кто хотел пить, должен был взять тростник в рот и тянуть через него вино. Не смешанное с водой вино было очень крепким, но для людей привычных это был очень приятный напиток».

В Древней Греции, богатой различными винами, пиво презирали. Оно считалось напитком бедняков. Тем не менее, знаменитый врач Гиппократ (около 460-377 гг. до н.э.) посвятил пиву специальную книгу. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) пишет о странном действии пива, которое, якобы, заключается в том, что человек, опьяненный пивом, падает назад, а не шатается по сторонам, как это бывает с человеком после вина. Вероятно, следует вспомнить, что греки пили вино, сильно разбавленное водой. Выражение «он пьет неразбавленное вино» или «он пьет как скиф» - было синонимом пьяницы.

В Римской империи пиво не пользовалось популярностью, здесь предпочтение также отдавалось вину. Однако, пиво употреблялось во время праздников в честь богини земледелия и плодородия Цереры. Некоторые римские историки в начале новой эры упоминали, что германские, кельтские и другие племена пили пиво (из пшеницы, овса, ржи, проса, ячменя и полбы). В Галлии уже в I веке н.э. делали напиток «корма», который, как и кельтское пиво, сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. А в это же время ирландцы употребляли «curmi» — сбраживаемый напитк из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю тогда служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

В Александрии пользовалось большим распространением и любовью ячменное пиво, в которое примешивались ароматические вещества. Налог на пиво, введенный в Египте при царской династии Птолемеев (305-30 гг. до н..), играл значительную роль в экономике страны.

В Иберии (современная Испания) местные жители также варили и пили пиво уже в I веке до н.э. Оно называлось cerea (cerveza). В Древнем Китае варилось пиво из проросшего риса, а также из риса и фруктов.

Римский историк и писатель Публий Корнелий Тацит (около 58-117) в своем труде «О германцах» упоминает их пиво как жуткий и зловещий напиток. Предполагается, что варить пиво германцы научились у финикийцев. Под Кульмбахом (Бавария) были найдены глиняные кувшины, которые могли использоваться пивоварами еще за 3000 лет до н.э. В дальнейшем технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию.

Естественно, пиво древних германцев было совершенно иным, нежели нынешнее. На вкус оно было сладковатым и довольно противным. Пиво тогда сбраживалось при нормальной температуре воздуха, брожение часто было самопроизвольным, и результат зависел от случая. Дрожжи уже тогда использовали, но не очень умело. Для приготовления пивного сусла брали все, что казалось сколько-нибудь подходящим: от меда до любого зерна, а потом в дело шли приправы и добавки — можжевельник, мирт, тмин, анис, лавровый лист, древесная кора, листья ясеня, различные травы, ягоды, коренья и даже бычья желчь. Такое пиво с различными приправами называлось «Grut-Bier» и производилось в Германии вплоть до XV века. Горечь пиву того времени сообщал не хмель, а род вереска под названием «грут» (Grut). Позже «грутом» стали называть смесь трав и пряностей, добавляемых в пиво. Отсюда и произошло именование налога, который с крестьян и торговцев взимали средневековые князья и их вассалы, - «право грута» (Grutrecht), приносившего городам немалые доходы.

ПИВО В СРЕДНИЕ ВЕКА И ПОЗЖЕ

Хмель, который сейчас неотъемлемо используют в производстве пива, стали применять лишь только в конце Великого переселения народов (IV-VII вв. н. э). Считается, что первыми хмель в пиво стали добавлять галлы. По другим сведениям первое упоминание об использовании хмеля относится к монастырским хроникам VIII века. По мнению некоторых ученых, родоначальниками культивирования хмеля являются славянские народы. Предположительно именно от них хмель попал в Центральную Европу. В Германии его стали добавлять примерно в XII веке, в Нидерландах — в начале XIV, а в Англии - в начале XV века. Хмель придал пиву горьковатый привкус и улучшил его вкусовые качества. Это в корне изменило рецептуру и технологию пивоварения, также увеличились сроки хранения пива. Так была выработана основная концепция производства этого напитка, которая дошла, до наших дней.

К VIII веку в Европе пивоварением стали вовсю заниматься монахи (бенедектинцы, францисканцы и августинцы). Они дополнили его вкус травами и специями и довольно успешно лечили им слабых и изможденных болезнями людей.

Пиво в современном его понимании начали готовить в XIII – XIV веках в северной и центральной Европе (это Британские, Финские и Германские земли). Здешний климат не способствовал выращиванию винограда, поэтому напиток из солода и хмеля становится всё более и более популярным. На территории современной Британии кельтские и тевтонские племена также варили пиво из пшеницы с добавлением мёда.

В Чехии первый пивоваренный завод был учреждён в 1341 году в Домажлице. Чехи оценивали качество пива весьма своеобразно. Владелец пивоварни выливал на дубовую скамью пиво, куда незамедлительно садились представители оценочной комиссии, предварительно облачившись в кожаные штаны. Если через какое-то время члены комиссии не могли оторвать свои пятые точки от скамьи, пиво считалось качественным.

В Германии пивоварение начало процветать примерно в это же время. И именно Германию принято считать европейской родиной пива.Своим названием европейское пиво также обязано древним германцам. В староверхненемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово Peor (или Bior), в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое Bier или английское beer. Видимо, происходит оно от латинского слова biber — напиток. Кроме того, до нас дошло и другое старогерманское название пива — Alu, Alo или Ealo; у скандинавов это Єl, а у бриттов - английский эль (ale).

В 1516 году выходит знаменитый закон Вильгельма IV (правителя Баварии) «О чистоте пива». Закон регламентировал цены на пиво и ингредиенты, которые должны использоваться в пивоварении – «… чтобы отныне и впредь ничего более не использовалось для любого пива кроме солода, хмеля и воды», а также устанавливал наказания для тех, кто нарушит этот закон (это напоминало закон ассирийского царя Хаммурапи XVIII века до н.э.). Утвержденное Вильгельмом IV пиво из-за его состава стали называть «чистым».

В средние века пиво считалось напитком бедняков и имело более низкий статус по сравнению с вином. Виноделы, естественно, противились строительству пивоварен и стремились поддержать престиж своей продукции. В связи с этим многим пивоварам приходилось заниматься ещё и изготовлением сидра, чтобы не остаться в убытке, так как в периоды экономического роста многие могли себе позволить купить вино, что и делали.

Сидр (с французского - Cidre) – это слабоалкогольный напиток (как правило, шампанизированный), который получается путем брожения яблочного или другого фруктового сока без добавления дрожжей. Для производства сидра выведены специальные сорта яблок, богатых танином. Крепость сидра, как правило, от 1 до 8 об. %. Сидр имеет золотистый или зеленоватый цвет и запах яблок. По содержанию сахара - от сухого до сладкого.

Напиток из яблок упоминает еще древнеримский писатель Плиний Старший (I век). Хотя принято считать, что сидр изобрел король франков – Карл I Великий (VIII—IX вв.). Самые лучшие сидры производят во Франции (в регионах Нормандия и Бретань).

В Средневековье по всей Европе возникло множество пивных заведений – «эльхаузы» (в Англии) и таверны. Вместо вывесок для обозначения таверны сначала использовали пук соломы, который насаживали на шест, торчащий из окна над входом в пивную, или же врытый рядом с домом. В Германии на шест вешали венки из листьев разных деревьев или венки из листьев хмеля. Некоторые таверны вешали перед входом пивной бочонок.

Также распространенным знаком пивной был колокол. Его вешали его по двум причинам. В домах, где варили пиво, колокол был средством оповещения о пожаре, который нередко там вспыхивал. Также колокол вешали, чтобы оповещать о закрытии заведения и наступлении «комендантского часа» (в некоторых английских пабах эта традиция жива до сих пор).

Лишь в конце XIV века английский король Ричард II нарушил эту традицию, повелев заменить венки и пучки соломы, обозначавшие таверны, на вывески. Он издал указ, согласно которому владельцы питейных заведений должны были обязательно обозначать свои заведения вывесками. В Лондоне на вывесках должна была красоваться личная эмблема короля – “White Hart” (Белый олень), которая до сих пор очень распространена.

В XVII веке жители исторических голландских земель Фламандии и Фландрии очень пристрастились к пьянству, курению и трактирному быту. Интенсивное курение, много вина и пива, непритязательная закуска, игры, танцы были яркими показателями голландской таверны. Сцены «таверной жизни» часто встречаются на  голландских картинах того времени. В таком качестве фламандцы стали «международно» известны. Например, в чешском языке есть слова, которые связаны с  фламандским способом пьянства. Например, слово «флам» означает ночное развлечение, связанное с неумеренным пьянством, «фламендр» – пьяница, «фламовать» – крепко  пить. Возможно русское выражение «напиться в хлам» произошло от «флама».

В XIX веке произошел очередной прорыв в истории пивоварения. В 1876 году французский химик и микробиолог Луи Пастер обнаружил, что дрожжи, вызывающие брожение пива, представляют собой живые организмы. Это открытие позволило с большей точностью осуществлять контроль над превращением сахара в спирт. В 1881 году датский ботаник Эмиль Христиан Хансен внёс очень важный вклад в развитие пивоварения. Всю свою жизнь он исследовал и классифицировал виды дрожжей. Помимо прочего, он работал над выведением чистого штамма дрожжей для пивоварения. Его разработки буквально произвели революцию в пивоваренной промышленности.

Бурное развитие техники и технологии пивоварения привели к полной индустриализации отрасли и практически вытеснили из обихода домашнее и кустарное производство. Однако в последние годы наблюдается возврат на рынок мини- и микропивоварен, оснащённых совершенным оборудованием.


Древние Египтяне и… пиво | Железный век

Откуда у Древних Египтян взялись современные антибиотики?

В восьмидесятых года двадцатого века, начинающий антрополог Дебора Мартин, исследуя под микроскопом частицу костной ткани мумии нубийца (ныне Северный Судан), жившего в IV веке до н.э., обнаружила в ней тетрациклин. Даже если бы на этой мумии была найдены солнцезащитные очки, это вряд ли вызвало бы такой же эффект. Дело в том, что тетрациклин — это антибиотик, появившийся лишь в 50-х годах нашего столетия.

Сейчас Дебора — профессор антропологии в Хэмпшир-колледже в Амхерсте. Тогда же она, только что закончив Массачусетский университет, проходила практику в госпитале Генри Форда в Детройте. Там она училась снимать с археологических находок тонкие слои костной ткани. Как правило, для таких целей используется самый обычный микроскоп. Будь все как всегда, антибиотик так и остался бы незамеченным, но как раз в тот самый момент простого аппарата под рукой не оказалось, и сотрудник лаборатории предложил Деборе ультрафиолетовый микроскоп.

Под воздействием ультрафиолета тетрациклин светится особенным желто-зеленоватым светом. В лаборатории этот препарат использовали для определения степени сформированности кости. Дело в том, что тетрациклин имеет свойство реагировать с кальцием и фосфором, которые составляют более 80% состава сформировавшейся кости. Находясь в организме тетрациклин, реагируя с кальцием, оставляет следы своего пребывания, которые не исчезают с течением времени. В процессе исследований людям, готовившимся к удалению каких-либо костей, непосредственно перед хирургическим вмешательством давали тетрациклин. Те части костной ткани, которые сформировались за это время, могли быть, таким образом, выявлены и измерены.

Когда Дебора вернулась в Массачусетс, то рассказала коллегам о своем открытии. Все были заинтригованы. Ученые начали двигаться одновременно в нескольких направлениях. Необходимо было выяснить, действительно ли это тетрациклин. Если да, то когда и как он попал в организм 1600 лет назад, или же мог быть занесен позже какими-то другими формами жизни, попавшими в уже мумифицированные человеческие останки? Если же древние нубийцы употребляли его вместе с едой или в качестве медикамента, то каково его происхождение?

То, что они действительно имеют дело с тетрациклином, им помог установить химик Джеймс Вут. Он выделил интересовавшее ученых вещество из костной ткани нубийца и выяснил, что оно все еще может уничтожать бактерии. Позднее, Марк Нельсон из фирмы “Паратек-фармацевтика” установил его точную молекулярную структуру (на самом деле в природе существует целое семейство тетрациклинов). Подтверждение того, что антибиотик попал в организм нубийца при его жизни, дало исследование остеонов — микроскопических составляющих корковой кости (таких как верхние слои костных тканей).

Вследствие физического давления на костную ткань начинается долгий процесс: остеопласты — ячейки костной ткани — ломают небольшое количество костных минералов, заменяющихся другими ячейками — остеобластами. В результате формируются новые остеоны. Остеон полностью минерализуется в течение примерно четырех месяцев. В этом процессе может быть задействован и тетрациклин.

При обследовании костной ткани нубийской мумии обнаружилось, что в минеральных слоях некоторых остеонов содержался тетрациклин, в то же время он присутствовал не во всех слоях Таким обрезом, ткань могла развиваться только при жизни биологического организма. Кроме того, это свидетельствует о том, что во время формирования остеонов тетрациклин поступал в организм время от времени. В большинстве остеонов исследовавшейся мумии антибиотик присутствовал во всех слоях, то есть за те месяцы пока проходил процесс минерализации, тетрациклин продолжал поступать в организм.

Пиво — лучшее лекарство… спросите у мумий!

Чтобы понять, насколько широко был распространен антибиотик среди древних египтян и нубийцев, сотрудники лаборатории университета Эмори — Кристи Колбахер Дженифер Кук и Кирсти Коллинз проделали кропотливую работу: собрали тысячи образцов остеонов, как с этой старой мумии, так и с 77 других, захороненных примерно в тот же период. Всего в четырех из них не было обнаружено тетрациклина. При этом ни возраст, ни пол ничего не определяли, антибиотик был найден даже в двух из трех исследовавшихся останках грудных детей. В их организм он мог проникнуть только через материнское молоко.

После публикации достигнутых результатов и другие ученые заговорили о тетрациклине в древней Африке. Физик-антрополог Меган Кук, бывшая в то время сотрудницей университета Торонто, и ее коллеги обнаружили антибиотик в останках 25 человек, найденных в оазисе Дахла (Египет римского периода, примерно 400-500 год н. э.). Причем эти люди принимали препарат с 2—3-недельным интервалом. Также недавно поступило сообщение о содержании тетрациклина в мумифицированных останках из Иордании (II в. до н. э. —IV в. н. э.).

Как же антибиотик проник в их организмы? В естественных условиях он обычно вырабатывается стрептомицитами — плесневидными бактериями, как правило, обитающими в почве. Эти, и без того медленно развивающиеся организмы, плохо растут в сырых и кислотных почвах, предпочитая сухую жаркую, нейтрально щелочную среду. Такую, например, как песок.

Сначала предположили, что древние из-за голода вынуждены были есть заплесневелые зерна (флюоресцировать костная ткань начинает даже от 10 граммов антибиотика в день). Теплые и сухие амбары — идеальная среда развития стрептомицитов. Но в хороших для их развития условиях они выделяют довольно немного тетрациклина. Учитывая то количество антибиотика, которое содержалось в останках, это предположение пришлось отбросить. Ключом же к разгадке оказалось пиво.

Эвент Бассет, Маргарет Кит и другие сотрудники, изучив большое количество как античных, так и более поздних текстов пришли к выводу, что в древности существовала тесная связь между выпечкой хлеба и пивоварением. Подтверждение этого факта можно найти даже в египетском изобразительном искусстве. Выпечка хлеба до сих пор важная часть традиционного пивоварения, распространенного на берегах Нила. Пиво, которое пили древние по свидетельству Барри Кемпа, автора книги «Египет — антология цивилизации», значительно отличалось от того, которое так популярно среди наших современников. “Видимо”, — пишет он, — “это была густая темная жидкость, вовсе не обязательно содержавшая большое количество алкоголя, но очень питательная. Несмотря на достаточно средние вкусовые качества, оно занимало заметное место в рационе людей того времени”.

Археолог из Кембриджского университета Делвин Ймюэл и его коллеги провели серьезное исследование процессов изготовления пива и хлеба Древнем Египте. Предметом их изучения, в частности, были найденные в захоронениях остатки еды (хлеба) и пива. Качество последнего, во многом зависит от сахара, необходимого для ферментации. Сейчас для ускорения всего процесса зерно нагревается и сушится. В результате получается солод, при производстве которого выделяются ферменты, перерабатывающие содержащийся в зернах крахмал в солодовый сахар. После этого солод варится, процеживается, и в него добавляются дрожжи.

По традиционному египетскому рецепту для получения естественных дрожжей изготавливается хлебное тесто. В процессе печения на тесте образуется корка, но этот процесс прекращается, когда сердцевина еще не пропеклась. В неготовом еще тесте и растут дрожжи. Потом тесто кусками кладут в солодовый отвар для приготовления пива.

Ученые предположили, что споры стрептомицитов попадали в тесто во время его пребывания на воздухе. Тетрациклин, таким образом, образовывался в период роста дрожжей. Чтобы проверить наше предположение, Дзниэл Попович и Бреннан Познер из университета Эмори провели эксперимент. Сначала они добавили стрептомициты в только что приготовленный хлеб, затем — в смесь хлеба и солодового зерна. В результате второго эксперимента выделилось значительное количество антибиотика.

Итак, ферменты во время пивоварения создали что-то вроде микроклимата, в котором стрептомициты произвели огромное количество тетрациклина. (Надо заметить, что современные фармакологические компании контролируют объем питательных веществ, поступающих к стрептомицитам и побуждающих их выделять большое количество антибиотика).

Выяснив, что древние нубийцы и египтяне принимали тетрациклин в больших количествах, исследователи задались вопросом, обладал ли он лечебными свойствами. В книге «Еда — дар Осириса» Уильям Дж. Дерби и его коллеги приводят археологические, исторические и этнографические свидетельства использования пива в качестве наполнителя клизм, для ухода за полостью рта и других гигиенических промываний. Все это свидетельствует о том, что египтяне давно знали о целебных свойствах этого напитка.

Сегодня тетрациклин можно использовать для лечения воспаления сальных желез и десен. В нем также содержатся ферменты, которые могут быть использованы для лечения и других заболеваний.

Недавно лет назад учеными предпринимались попытки получить искусственные тетрациклины (СНТ), обладавшие бы только этими ферментами и лишенные антибиотических свойств Полученные вещества, как оказалось, могли аффективно воздействовать на межклеточное вещество тканей при их заболеваниях: ревматическом артрите, остеоартрите, пародонтозе и других.

Сейчас многие фармакологи обеспокоены появлением все большего количества устойчивых к воздействию антибиотиков бактерий. А интересно существовала ли такая проблема в древности? Ученые исследовали костные ткани старых экземпляров, чтобы найти следы реакции надкостницы — огрубения, появляющиеся в результате ее заражения. Оказалось, что с течением времени (определяемого возрастом костей) число заражений не увеличилось. Это говорит о том, что, по всей видимости, устойчивые к антибиотикам бактерии за это время не развились. Мы же, 1600 лет спустя, вполне им подвержены и пострадать от них может любой. Что ж, в таком случае, археологи будущего выяснят это по нашей с вами вдетой ткани.

Источник: журнал «Затерянный мир», 2/2001

ageiron.ru

Многовековая история пива | lawebar.ru

А знаете ли вы, что пиво было весьма популярно в Древнем Египте, Вавилоне и даже Китае времён Шанской династии? К пенному напитку там относились не просто с почтением, но и с обоготворением. А вот в Греции и Древнем Риме к пиву было совершенно иное отношение — пренебрежительное и даже брезгливое.

Искусство пивоварения относится к глубокой древности. Этот напиток был весьма популярен в Древнем Египте, Шумере, Вавилоне, Китае времён Шанской династии (II тыс. до н. э.), Армении.

По мнению археологов, пиво было распространено уже в Вавилоне, то есть 6000—8000 лет назад. Вавилоняне растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) между камнями, заливали их водой, добавляли душистые травы, сбраживали это сусло, и через несколько дней получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом. Пили его через соломинку или тростниковую трубочку.

ПИВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, напиток терял большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в некоторые сорта добавляли шафран, анис и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до н.э. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь.

Пивоварни принадлежали многим фараонам, на стенах одной из них, владелицей которой была всем известная Нефертити, изображена сама царица, разливающая пиво через ситечко. Таким образом его очищали от примесей.

В настоящее время в Эдинбурге пытаются восстановить рецепт древнеегипетского пива — как установили ученые, технология заключалась в следующем: следовало несколько раз намочить хороший ячмень до образования «хлопьев», высушить, приготовить из него хлеб, добавив закваску, поверхностно поджарить и снова настоять на воде. Полученную жидкость процеживали сквозь тонкое решето.

Обычно пиво варили из ячменя, но иногда использовали и пшеничный солод. Основной продуктовый набор обычного жителя Древнего Египта выглядел следующим образом — ХЛЕБ, ЛУК И ПИВО. В день строителям величественных пирамид по норме полагалось три хлеба, несколько головок лука и три жбана пива.

Таким образом, пиво в Древнем Египте было весьма популярно. И удивительно, что на протяжении тысячелетий ни один из фараонов не догадался обложить его налогами. До этого додумалась только знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте в 69-30 годах до н.э. Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен самый первый налог на алкоголь.

Пиво в Египте называли «пелузийским напитком», потому что центром пивоварения был город Пелузий.

ПИВО В ШУМЕРЕ

Пиво пользовалось популярностью и в другой древней цивилизации — Шумере. Технология его приготовление детально описана на шумерских клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет.

Немецкий археолог Е. Хубер нашел клинопись III тысячелетия до н.э. с рецептами не менее 15-и сортов пива, которые ему удалось изготовить. Существовала даже поговорка: «Не знать пива — не знать радости». «Радости» в Месопотамии было более семидесяти видов — и сладкие, и темные, и светлые. Самым любимым и сравнительно недорогим было темное пиво, настоянное на травах.

Пивоваров даже освобождали от военной службы. Пивные законы приняли при царе Хаммурапи, жившем примерно две тысячи лет до нашей эры. К изготовителям «фальшивого» пива или просто нарушителям норм пивоварения относились крайне жестоко — их бросали в воду или приказывали пить поддельное пиво до самой смерти.

Пиво было не только ежедневным напитком для определенных слоев населения, но и предметом различных обрядов. Когда кто-то умирал, на надгробии изображался слуга, старающийся задобрить богов пивом. Похороны были общественным событием, люди пили вместе, и священнослужителя за его услуги вознаграждали пивом и хлебом. Конечно, уже тогда было повсеместно известно о расслабляющем и веселящем действии этого напитка.

Полностью:

https://religionpeace.ru/drevnij/drevnij-egipet-pivo.html

promo vitkvv2017 february 29, 13:37 12
Buy for 10 tokens
wwportal.com ...Целый век с четвертью пресловутая тайна "Марии Целесты" будоражила умы и сердца миллионов, и даже миллиардов людей во всем мире. С тех пор, как специальная комиссия по расследованию загадочного дела об исчезновении всей команды этого парусника в 1872 году…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded