vitkvv2017

Categories:

1900 миль по прерии на велосипеде: как армия США пыталась найти замену лошадям

Летом 1897 года отряд под руководством лейтенанта Мосса преодолел почти 2000 миль по Западу США с одной целью — проверить новое средство, призванное заменить конницу: велосипед. И хотя все доехали до конечной точки, это была дикая затея, которая обернулась одним из тяжелейших походов, что предпринимал человек в то время.

Велосипед в том виде, в каком мы привыкли его видеть — с двумя одинаковыми колесами и цепью, изобрели в 1884 году в Англии. Спустя небольшое время новое средство передвижения привлекло внимание и высших чинов американской армии. По долгу службы солдаты вынуждены были преодолевать огромные расстояния. Лошади были хороши, но при всей выносливости им нужно было спать и есть. Еще передвижение на лошади поднимало такие столбы пыли, что всадников было видно издалека. По следам копыт можно было определить направление движения. Велосипед все эти вопросы снимал — осталось понять, сможет ли он проехать там же, где и лошадь, и не развалиться на куски.

Командиром отряда был назначен 25-летний лейтенант Джеймс Мосс. Выходец из благополучной белой семьи, но далеко не лучший выпускник военной академии Вест-Поинт, Мосс служил в военной части для чернокожих в Монтане. Черная часть армии скудно финансировалась, что не мешало ей быть одной из самых эффективных; впоследствии Мосс нередко говорил, что не встречал солдат лучше. Именно им и предстояло испытать на прочность велосипеды, проехав по каменистым дорогам Монтаны, косогорам Южной Дакоты и Вайоминга, песчаным холмам Небраски и грязюке Миссури.

Карта похода, которой пользовался Мосс. Здесь можно проследить маршрут по Google Maps.
Карта похода, которой пользовался Мосс. Здесь можно проследить маршрут по Google Maps.

Карта похода, которой пользовался Мосс. Здесь можно проследить маршрут по Google Maps.

За год до эпического похода Мосс совершил тестовый заезд — на 350 миль, по Вайомингу. Главный урок, который он вынес тогда — на деревянных колесах далеко не уедешь. Хотя велосипед XIX века в общих чертах был похож на современный, у первых моделей были деревянные обода. Они не только размокали от влаги, но и банально расклеивались. Поэтому для похода Мосс выбрал велосипеды фирмы Spalding, которые использовали стальные обода.

Один из тех самых велосипедов.
Один из тех самых велосипедов.

Один из тех самых велосипедов.

Велосипед весил 16 килограмм, плюс еще десять занимало снаряжение. В основном инструменты и детали велосипеда, плюс оружие — не забываем, что это же солдаты. Провизия составляла минимум этого веса; запасы пополнялись каждые 100 миль — в итоге это была бесконечная поездка за едой.

Отряд выехал в июне 1897 года из Форта Мизула, Вайоминг. Он состоял из 20 чернокожих солдат под командованием Мосса, врача Джеймса Кеннеди, журналиста Эдварда Буза и механика Джона Финдли.

Финдли объективно был самым ценным участником похода. Он четыре года работал в веломастерской Чикаго и владел совершенно инопланетными для остальных скиллами.  На момент похода почти все были более-менее опытными велосипедистами, хотя несколько человек лишь в том году научились на нем ездить. Но починить велосипед мог только Финдли, чем и занимался существенную часть похода, нередко после отбоя. Если в дороге велосипед у солдата приходил в негодность, Финдли должен был дать ему свой, чтобы отряд продолжал движение, а сам возился с починкой и затем догонял остальных.

Погода сразу дала понять, что легко не будет. Первые две недели лил дождь; Вайоминг встретил градом и двухметровыми сугробами — и это в июне; потом наступила невыносимая жара; нагретая пустыня источала ядовитые щелочные пары; затем снова дожди — и так далее. И все бы ничего, но любые осадки драматически влияли на качество дорог. Которых, кстати, не было.

Колесный транспорт был слабо развит, ни о какой дородной сети речи не шло. Один из участников похода вспоминал, что по дороге можно было судить о самом населении. Если дороги были — народ цивилизованный, если нет — скорее всего, отбитые. Так, уже в конце пути в Миссури полк наткнулся на враждебное поселение конфедератов – хотя казалось бы, какие конфедераты спустя 40 лет после войны? В целом солдаты редко встречались с ярко-выраженной агрессией, хотя все участники похода признавали, что лучше, чем в Форте Мизула к чернокожим не относились нигде.

Осадки превращали дороги и любое их подобие в грязевые каналы. Земля и глина налипали на велосипед и делали его намного тяжелее. Если грязь была слишком глубокой, а уклон слишком сильным, велосипед тащили на плече. Журналист Буз поэтично сравнивал грязные колеса их велосипедов с подносами, полными рагу.

Чтобы хоть как-то облегчить боль от поездки по бездорожью, солдаты держались железной дороги. Но и там было несладко — порой приходилось ехать по шпалам. И все равно это было лучше грязевых ванн.

Уже на полпути, в Вайоминге велосипедисты сильно устали. Колонна растянулась по прерии на 15 миль. Мосс использовал преимущество велосипеда, которому не нужно спать, и гнал своих людей даже ночью. В темноте солдаты регулярно терялись, нередко со сломанными велосипедами — и волокли их до Финдли. Сам Мосс жутко утомился и рассказывал, что в дороге его начали донимать галлюцинации.

«Я так устал и так хотел спать, что горизонт мелькал у меня прямо перед глазами, как будто норовя по ним хлестнуть, так что я отмахивался от него. Солдат позади меня в этот момент воскликнул: “Господи, я больше не могу идти”, и упал».
«Велосипедная кавалерия Дяди Сэма»: заметка о походе в одной из газет Небраски
«Велосипедная кавалерия Дяди Сэма»: заметка о походе в одной из газет Небраски

«Велосипедная кавалерия Дяди Сэма»: заметка о походе в одной из газет Небраски

Если в еде недостатка не было, вода в какой-то момент стала проблемой. Причина была в той же щелочи, испарения которой донимали путников и раньше. В дороге по пустыне Дакоты солдаты напились отравленной воды; слегло три четверти отряда. Моссу пришлось отлеживаться в одном из городов и потом нагонять своих поездом. Но справлялись и без него. Врач Кеннеди взял командование на себя и пять дней медленно, по 35 миль в день, вел отряд ослабленных болезнью солдат до Миссури. 

Отряд в полном составе прибыл в Сент-Луис 24 июля 1897 года, спустя 41 день, преодолев 1900 миль. В среднем за день солдаты проезжали по 55 миль. По подсчетам Мосса это было вдвое быстрее, чем конница, и всего за треть ее стоимости. Несмотря на все невзгоды в пути, по итогу большинство бойцов не жаловалось, 14 из них даже прибавили в весе.

Солдат встречали 10 тысяч жителей Сент-Луиса. Событие было знаменательное, но не совсем. Среди встречавших не было офицеров армии. Позже отчет Мосса о вроде как успешном завершении испытаний не найдет отклика у руководства, и развития истории не последует. Хотя велосипеды еще будут использоваться армией — например, в Европе Первой мировой, в США быстрее чем где бы то ни было стали актуальны моторизированные войска. Пилить по прерии на велосипеде было дешевле, чем на лошади, но как можно понять из рассказа — не без приключений. А на войне приключений хватает и так!

Ажиотаж по поводу велосипедов в США постепенно сходил на нет под давлением другого, гораздо более важного повода. По стране медленно расползались новости о том, что в Юконе отыскали золото. За пределами Сент-Луиса всех занимали иные мысли.

Велосипедный полк немецкой армии во времена Первой мировой.
Велосипедный полк немецкой армии во времена Первой мировой.

Велосипедный полк немецкой армии во времена Первой мировой.

Мосс планировал новый велопоход от Мизулы до Сан-Франциско, но карты спутала война за независимость Кубы. 25-й отряд туда призвали в первых рядах – командование считало, что в таких климатических условиях нужно в первую очередь задействовать чернокожих. Но история 25-го отряда закончится не на войне, а позже, уже в 1906 году. Тогда солдат занесло в максимально враждебную среду — Техас. В городке неподалеку от части убили белого бармена, виновных долго искать не стали — обвинили чернокожих. Сенатор штата использовал эту историю для своих политических интриг в Белом доме. В результате президент Рузвельт без компенсации уволил целый полк из 167 бойцов, включая участников легендарного велопохода. Позже их реабилитировали, кому-то даже выплатили пенсии — но дело было уже в 70-е годы. 

Что до Мосса, то он продолжил службу в армии США. Двоечник из Вест-Поинта в итоге стал одним из самых влиятельных и плодовитых авторов различных инструкций для армии. Хотя родина не лучшим образом обошлась с бойцами, которых он так ценил, Мосс был ярым патриотом. Уйдя в отставку в чине полковника, он посвятил себя американскому флагу  — буквально, написанию книг о его истории и значении. Стас Ломакин

Больше о велосипедном отряде и том походе можно узнать из этого документального фильма.
Блог, посвященный истории отряда.

promo vitkvv2017 february 29, 13:37 12
Buy for 10 tokens
wwportal.com ...Целый век с четвертью пресловутая тайна "Марии Целесты" будоражила умы и сердца миллионов, и даже миллиардов людей во всем мире. С тех пор, как специальная комиссия по расследованию загадочного дела об исчезновении всей команды этого парусника в 1872 году…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded