vitkvv2017

Categories:

За кадром комедии «За двумя зайцами»: Почему режиссёру приходилось падать в обморок , зачем Проню..

Почти полвека назад была снята комедия «За двумя зайцами», юмор которой до сих пор актуален, а шутки стали крылатыми выражениями и плотно вошли в нашу повседневную обиходную речь. Режиссёр Виктор Иванов совершенно не рассчитывал на такой успех. Изначально картина планировалась для показа не во всех кинотеатрах, поэтому была снята на языке пьесы-оригинала — украинском. После оглушительного успеха первых показов, фильм перевели на русский и он продолжил своё победное шествие. А ведь для того, чтобы он был вообще снят, режиссёру пришлось не просто схитрить, а банально врать и даже регулярно падать в обморок.

Основой сценария фильма стала одноимённая пьеса украинского драматурга Михаила Старицкого, которую он написал, в свою очередь, по мотивам пьесы другого выдающегося украинского писателя — Ивана Семёновича Нечуй-Левицкого. Сценарий для картины писал сам режиссёр — Виктор Иванов. Именно он является автором всех тех крылатых фраз, которые впоследствии ушли в народ.

Худсовет разрешил снимать только после того, как режиссёр заверил их в том, что в картине будет осмеян образ стиляги.

Худсовет не разрешал снимать этот фильм, что-то им там не нравилось. Иванов пошёл на хитрость: он заявил, что сюжет будет построен на осмеянии образа стиляг. В то время Советский Союз боролся с такими любителями сладкой жизни. Чиновники сочли фильм идеологически правильным, и дали добро на съёмки.
Актрису для исполнения главной роли искали очень долго. Экспрессивной Проне Прокоповне, так страстно жаждущей любви, никто, по мнению режиссёра, не соответствовал. Чисто случайно, Маргарита Криницына, накануне прослушивания, сломала зуб, когда грызла орехи. В её щербатой улыбке Иванов разглядел «то самое», что он так долго и бесплодно искал. В актрисе он не ошибся, она гениально исполнила свою роль.

Маргарита Криницына, по словам её мужа, в фильме была просто изуродована до неузнаваемости.

Чтобы превратить симпатичную женщину в киношную Проню, гримёрам пришлось очень потрудиться. Использован был весь арсенал средств, актрисе даже обесцветили брови. Чтобы волосы выглядели как можно более неестественно их накручивали не на бигуди, а на гвозди. Для того, чтобы исказить миловидные черты лица, в нос Маргарите вставили пробки. Зрелище, которое стала представлять собой Криницына, напугало её родных. Муж актрисы никогда не пересматривал этот фильм, а дочь сказала, что мама «очень страшная».

Актриса идеально справилась с ролью Прони Прокоповны.

Сама актриса рассказывает, что роль Прони Прокоповны поставила на ней клеймо. Режиссёры просто отказывались её снимать, аргументируя это тем, что она, дескать, не соответствует идеальному женскому образу. Те 70 ролей, которые она сыграла, к сожалению, не помнятся, но вот Проню помнят все. Проснувшаяся однажды знаменитой, Маргарита Криницына этого не заметила. На улицах актрису не узнавали, а когда Криницына говорила, что это она сыграла Проню — ей попросту никто не верил. За фильм актриса получила премию в размере аж 400 рублей, которую растратила на дорогие игрушки для дочки.

Фильм разобрали на цитаты, которые живут в народе по сей день.

Роль Свирида Петровича Голохвостого, гордо именовавшего себя Голохвастым, исполнил блистательный актёр Олег Борисов. Он уже был к этому времени довольно известным, снялся в дюжине картин. Борисов зарекомендовал себя серьёзным, даже драматическим актёром, а в «За двумя зайцами» он открыл ещё одну грань своего безграничного таланта — комедийную.

Кроме того, Борисов был одним из тех, кто не боялся спорить с режиссёром. Иванов был очень экспрессивен, позволял себе орать на членов съёмочной группы. Иногда эмоции режиссёра зашкаливали так, что он падал в обморок. Его холерический темперамент так изводил актёров, что некоторым даже приходилось на съёмках вызывать скорую помощь. За глаза, члены съёмочной команды, прозвали Иванова «психом».

Только Олег Борисов позволял себе спорить с режиссёром, которого актёры за глаза называли «психом».

Борисов не позволял с собой так обращаться. В сцене, где Голохвостого бросают через забор, Олег заметил, что там твёрдая мостовая и предложил режиссёру самому показать как это делается. После демонстрации, во время которой Иванов неудачно приземлился, режиссёр более не предлагал Борисову таких рискованных сцен.
Интересна история одной из центральных сцен картины: во время признания в любви к Проне, актёры ползают по полу, собирая орехи. Криницыной и Борисову пришлось встать на четвереньки потому, что Олег пришёл на съёмки хорошо подшофе и просто не мог твёрдо стоять на ногах.

Талантливый актёр Олег Борисов блеснул в комедийном амплуа.

В фильме была ещё одна очень рискованная сцена. Вроде, ничего не предвещало беды. Эпизод заключался в том, что актёров обливают шампанским, но никак не удавалось получить обильную эффектную пену. Для создания нужного эффекта привлекли химиков. Полученная гремучая смесь с задачей справилась на ура, но вот исполнители главных ролей рисковали получить химические ожоги, и им пришлось виртуозно уворачиваться.

Никто из участников съёмок такого оглушительного успеха не ожидал

Большинство фраз, которые разобрали на цитаты, Иванов сам придумал, этих выражений в первоисточнике нет. Именно благодаря этим фразам фильм и стал столь популярным. Виктор Иванов даже исполнил в своём фильме одну из заметных ролей. Именно он озвучил... попугая! Тот никак не хотел орать эти слова с нужной режиссёру интонацией. Когда Иванову надоело учить попугая, тот плюнул и заговорил за него сам. Его голосом птица кричит бессмертную фразу: «Химка дура!».
Только в 1999 году безумно популярная в народе картина удостоилась достойной награды - получила Государственную премию Украины имени Александра Довженко.

Николай Яковченко в фильме *За двумя зайцами*, 1961 | Фото: kstolica.ru
11 сентября 1974 г. ушел из жизни советский актер театра и кино, народный артист Украины Николай Яковченко, известный по ролям в фильмах «За двумя зайцами», «Максим Перепелица», «Королева бензоколонки» и др. Ему доставались комедийные роли, а он мечтал о драматических, он мог бы играть главные роли, а получал эпизодические. Правда, Яковченко каждый эпизод мог превращать в шедевр и заставлять зрителей смеяться до слез, хотя его собственная жизнь совсем не была похожа на комедию.

Актер в молодости | Фото: kino-teatr.ru
Николай Яковченко был ровесником ХХ столетия – он родился в 1900 г. Его артистические способности проявились еще в детстве, правда, тогда его энергию трудно было направить в нужное русло, и Яковченко часто хулиганил и срывал уроки. Его дебют на театральной сцене состоялся в 18 лет – тогда он принял участие в любительской постановке в родном городе Прилуки. Потом он в течение 10 лет выступал в театрах Харькова, Симферополя, Днепропетровска и Чернигова, пока не пришел в Киевский академический театр им. Ивана Франко, которому посвятил почти всю свою жизнь.

Народный артист УССР Николай Яковченко | Фото: kino-teatr.ru
В 1939-1940 гг. актер был участником Советско-финской войны. Во время Великой Отечественной войны семью Яковченко эвакуировали в Тамбов. Там он оставил жену и двоих дочерей, а сам вернулся под Сталинград, где в составе фронтовой бригады выступал с концертами перед солдатами на передовой и в госпиталях и участвовал в боях. После войны он вернулся в Киев и снова начал выступать в театре, а в 1952 г. состоялся его дебют в кино.

Николай Яковченко в фильме *Украденное счастье*, 1952 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Тревожная молодость*, 1954 | Фото: kino-teatr.ru
Хотя его кинокарьера началась в достаточно зрелом возрасте – в 52 года – Николай Яковченко успел сыграть немало ярких ролей, заслужив славу одного из самых сильных украинских характерных актеров с неповторимым комедийным талантом. Хотя во всех фильмах ему доставались роли второго плана, все его работы запомнились зрителям и давно стали классикой советского кино: «Тревожная молодость», «Максим Перепелица», «Штепсель женит Тарапуньку», «За двумя зайцами», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королева бензоколонки», «Вий» и др.

Кадр из фильма *Правда*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru

Николай Яковченко в фильме *Годы молодые*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru
Ему доставались преимущественно комедийные роли, а сам он мечтал когда-нибудь в жизни сыграть роль Отелло и появиться перед зрителями в неожиданном драматическом амплуа. Его называли комиком с душой трагика –в его жизни было немало драматических событий, которые оставили тяжелый след в его душе. Сразу после войны умерла от рака его жена, и актер остался один с двумя дочерьми. От рака умерла и старшая дочь актера Ирина. До конца своих дней он так и остался одиноким. Яковченко долго не мог смириться с этой трагедией и пытался найти забвение в алкоголе. Но несмотря на все пережитые испытания, часто повторял: «Комик обязан быть оптимистом!»

Кадр из фильма *Первый парень*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru
Актер Олег Комаров рассказывал, что часто видел Николая Яковченко в ресторане «Театральный», где он подходил к посетителям и в шутливой манере говорил: «Заслуженному артисту республики, Николаю Яковченко, дайте на сто грамм!» А дальше чаще всего было так: «Они усаживали рядом с собой известного уже тогда артиста, угощали его и, затаив дыхание, слушали. У них был радостный, веселый вечер в компании такого интересного человека. Но это не нравилось дочкам Николая Федоровича, которые уже подросли, потому что они считали, что таким образом он компрометирует себя, театр, и поэтому запирали на замок кое-какие вещи из его одежды».

Кадр из фильма *Вечера на хуторе близ Диканьки*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru
Его имя еще при жизни обросло легендами. И в театре, и за его пределами о нем рассказывали анекдоты, которые часто были недалеки от реальности. Говорят, однажды он выпил лишнего и потерял сознание. Врачи «скорой помощи», не обнаружив пульса, отвезли его в морг. А там он пришел в себя и напугал санитаров, потребовав у них одежду, так как он опаздывает на репетицию. По городу он часто гулял с любимой собакой по кличке Фанфан и на вопросы о том, почему он водит ее на таком длинном поводке, отвечал: «Фанфан не выносит запаха спиртного!» Когда однажды в театре молодой актер спросил его о том, много ли он выпил на своем веку, он сказал: «Не переплывешь!»

Николай Яковченко в фильме *За двумя зайцами*, 1961 | Фото: stuki-druki.com

Кадр из фильма *За двумя зайцами*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru
Его коллега по театру рассказывал, что однажды зимой встретил его на улице в домашнем халате и тапочках – тот спешил в магазин за «горючим». Актер остановил его и спросил, как он поживает. Яковченко ответил на бегу: «Летом, летом поговорим!» Из-за того, что и в театре, и на съемках он нередко появлялся нетрезвым, ему постоянно делали замечания и грозились уволить, но и тут он проявлял чудеса находчивости. Во время съемок очень строго следили за тем, чтобы актер не пил ничего крепче чая. Но после обеда от него снова разило алкоголем. Никто не мог понять, когда он успевает выпить – все видели, что он не ел и не пил ничего, кроме сырых яиц «для голоса». Как оказалось, он с помощью шприца накачивал в них водку!

Кадр из фильма *За двумя зайцами*, 1961 | Фото: what.in.ua

Кадр из фильма *Яблоко раздора*, 1962 | Фото: kino-teatr.ru
Яковченко не переживал по поводу того, что и в театре, и в кино ему не доставалось главных ролей. Он любил повторять: «Мне мои коллеги очень завидуют. Они целый вечер играют главные роли, мучаются, потеют и не имеют такого успеха, как я. А мне достаточно выйти на сцену, и сразу все кричат: «Браво!».

Николай Яковченко в фильме *Вий*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
Несмотря на то, что в кино Николай Яковченко сыграл более полусотни запоминающихся ролей, а театральные постановки с его участием проходили при переполненных залах, звание народного артиста УССР он получил только на склоне лет, в 70-летнем возрасте. А спустя 4 года его не стало – актера положили в больницу с аппендицитом, но он обратился к врачам слишком поздно, и во время операции он скончался. Говорят, его последними словами перед тем, как его забрали в операционную, были: «Клоун идет на манеж!». Комик остался верен себе до последнего вздоха.

Кадр из фильма *Варькина земля*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
К 100-летию со дня рождения актера, в начале нового ХХI в., в Киеве напротив театра, где он работал, был установлен памятник Николаю Яковченко. А в 2008 г. памятник появился и в его родном городе Прилуки, на театральной площади.

Народный артист УССР Николай Яковченко | Фото: kino-teatr.ru

Смотреть фильм:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=0HY8-_kYfJc&feature=emb_logo


Памятник Николаю Яковченко в Киеве | Фото: kino-teatr.ru
https://kulturologia.ru/mosaic/

promo vitkvv2017 february 29, 13:37 12
Buy for 10 tokens
wwportal.com ...Целый век с четвертью пресловутая тайна "Марии Целесты" будоражила умы и сердца миллионов, и даже миллиардов людей во всем мире. С тех пор, как специальная комиссия по расследованию загадочного дела об исчезновении всей команды этого парусника в 1872 году…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded