vitkvv2017

Category:

Белка в причёске жены Михалкова и другие курьёзы из семейного архива актёра Петра Глебова

В каждой семье есть свои истории, которые передаются из поколения в поколение. Бывают смешные и трагические, познавательные и назидательные… Одну такую занимательную историю, вошедшую в семейный архив, описала в своих мемуарах дочь, Петра Глебова Ольга. И над этой историей потешается не одно поколение.

Семья Петра Петровича Глебова.

Так сложилось, что известный детский писатель Сергей Михалков, приходился Петру Глебову, актеру театра и кино, двоюродным братом. В одно время Михалков со своей женой-красавицей Натальей Кончаловской частенько хаживали в гостеприимный дом Петра Петровича и Марины Алексеевны. Времена были такие... и люди были искренни и открыты для общения, поэтому собирались часто в компаниях за застольями, весело проводя время… Именно за одним из таких застолий в доме Глебовых и произошла эта потешная история, вошедшая в их семейный архив.

Наталья Кончаловская и Сергей Михалков

Так вот, семья Глебовых как-то устроила большое застолье, по поводу какого-то праздника, на которое был приглашен писатель Михалков с супругой, а также хороший друг хозяина - небезызвестный актер Евгений Леонов с супругой Вандой и еще несколько гостей.

Евгений Леонов и Ванда Стойлова.Читайте также: Евгений Леонов и Ванда Стойлова: любимая Ваня советского Винни-Пуха.

И так случилось, что накануне хозяин дома привез из очередных съемок маленького бельчонка. Чудный пушистый зверек быстро освоился в новом жилище. Целыми днями, носясь по всей квартире, он доставлял не мало удовольствия маленьким дочерям актера и хлопот его жене. Поэтому на ночь вездесущего проказника приходилось закрывать в клетку.

И вот Евгений Леонов после очередного тоста, будучи наслышан о маленьком питомце Глебовых, просит хозяйку: «А покажите-ка вашего бельчонка!» Марина Алексеевна попыталась сопротивляться: «Поздно, он маленький, спит уже». Леонов продолжал настаивать, другие гости также присоединились к актеру: «Покажите», да «покажите»... Хозяйка сдалась. Вернувшись к гостям, выносит сонного эверька на плече, а тот, раскрыв глаза, ничего не может понять — кругом полно народу, шум, гам, яркий свет...

У края праздничного стола вполоборота сидела Наталья Кончаловская с великолепной прической на голове, ее смоляные волосы были собраны в красивый вьющийся пучок. И перепуганный зверек со всего маху прыгает через стол ей на спину и быстро зарывается в пряди ее волос, пытаясь спрятаться там от всего этого хаоса. Супруга Михалкова в ужасе хватается за волосы, не понимая, что происходит, и не меньше испуганный бельчонок молниеносно кусает ее за руку. Наталья — в крик, а бельчонок пытается запрыгнуть на огромную хрустальную люстру. Однако, не удержавшись, падает в блюдо с сациви.

Евгений Леонов, схватившись за живот, смеялся над этой сценой громче всех до тех пор, пока маленький виновник переполоха, выбравшись из сациви, не пробежал по нему самому, оставляя на новом костюме актера следы орехового соуса, который, как оказалось позже, невозможно было отчистить…

И нужно ли говорить, что всем присутствующим, и конечно же, главным лицам этой трагикомедии надолго запомнилось знакомство с маленьким пушистым питомцем Глебовых.

История из далекого детства

К слову сказать, это не первая история, связанная с этим зверем в жизни двоюродных братьев - Сергея Михалкова и Петра Глебова.

А дело было в далеком прошлом, когда они еще были мальчишками. Их семьи жили в соседних деревнях и Сергей, так как был немного постарше, нередко наведывался к родственникам в гости. Мальчишки есть мальчишки: ходили на рыбалку, в лес, а иногда и вовсе проказничали. Как-то Сергей взялся просвещать двоюродных братьев Петю с Федей, уводя их в овраг и читая им пикантные места из «Ямы» Куприна. И это продолжалось до тех пор, пока мать мальчишек Глебовых не застукала сорванцов за этим занятием.

А как-то Сергей и вовсе попал в опалу, разбив Петькину балалайку. Маленький Петя не расставался со своей балалайкой, дивно на ней играл, а еще и здорово под нее пел. А тут сорванцы решили пойти в лес погулять, увидели на дереве белку, захотели посмотреть, как она перепрыгнет на другое дерево, но та все не прыгала... и не прыгала. И тогда Сережка, чтобы спугнуть белку, отобрав у Петьки балалайку, жахнул ею, что есть мочи, по стволу дерева. Она — естественно, в дребезги, а малый Петька — в рев. И тут уже было не до белки. Трое суток на всю округу было слышно как причитал и ревел Глебов-младший.

И не известно, когда бы это все закончилось, если бы не одно обстоятельство. В том же селении Дарьино, где жили Глебовы, снимал дачу Константин Сергеевич Станиславский с женой Марией Петровной Лилиной. И вот Лилина, который день слушая эти истошные крики и рев, спрашивает у своей домработницы: «Что случилось? Кто это так вопит?»«Да Петька Глебов, ему балалайку разломали». Тогда Мария Петровна и говорит: «Марфуша, возьми три рубля, сходи на станцию, купи ему балалайку». Так у будущего актера появилась новая балалайка, которую он берег всю свою жизнь.

Любопытный факт. Сам Константин Сергеевич Станиславский, пристально наблюдая за стайкой голодных и оборванных детишек, бегающих по деревне, задумал создать летний дачный театр и поставил с ними спектакль «Любовь к трем апельсинам». Гриша, старший брат Петра, а было у Глебова-младшего четыре брата, помогал с режиссурой. Станиславский уже тогда оценил талант парня, и позже пригласил в свою Оперно-драматическую студию. Федя рисовал декорации и играл короля, к слову, в будущем он станет художником. А самому маленькому, Петруше, досталась маленькая шутливая роль, но все равно он также мог похвастаться, что дебютировал на сцене у самого Константина Станиславского!

Пройдут годы, и Петр Глебов по-настоящему станет учеником Константина Сергеевича. Именно он непревзойденно создаст в кино культовый образ Гришки Мелехова из "Тихого Дона", которым зритель восхищается и по сей день.

Величайшее счастье актера – встреча с ролью, которая служит ему визитной карточкой до конца его жизни. В этом невероятно повезло Петру Глебову, талантливому актеру, сыгравшему Гришку Мелехова в "Тихом Доне".  Это не просто образ - это отголосок той далекой эпохи, которая стала переломной не только в жизни России, но и в судьбах миллионов. Главным героем романа выступила сама жизнь, которая рассорила людей, раскидала братьев по разные стороны баррикад, принесла смерть и горе в их семьи и затуманила головы.

А так все начиналось…

Петр Глебов.

Когда Глебов оказался среди кандидатов на роль Мелихова, ему было уже за 40. До того актеру приходилось играть в театре на второстепенных ролях, а в кино его не приглашали. И возможно, так и пришлось остаться Глебову безызвестным актером, если бы не его величество - "случай". Однажды в разговоре с коллегой Александром Швориным Петр Петрович узнал, что тот собирается на пробы в «Тихом Доне». «Петь, ну чего ты мучаешься? В массовку «Тихого Дона» нужно колоссальное количество мужчин на роли военных, а ты такой бравый, подтянутый — то что надо. Три рубля за смену платят»… Вот Глебов и пошел.

Петр Глебов в кадре кинофильма «Тихий Дон».

На пробы для массовки собралось немало народу, всех приодели в военную форму и начали обыгрывать эпизод, в котором казаки "гутарят" между собой. Неожиданно Герасимов остановил съемку и спросил, кто из присутствующих сказал последнюю фразу. Им оказался Петр Глебов, голос которого чем-то зацепил режиссера.
«Так, давай-ка поговорим, но, не здесь». И Герасимов усадил Глебова в свою машину, и они до утра катались по Москве, беседовали и распевали песни. Безусловно, актер рассказал о себе много чего, что так заинтересовало Сергея Аполлинариевича. О босоногом детстве в деревне, о любви к лошадям и природе, да и что крестьянский труд актеру знаком не понаслышке. Да и всю сложную семейную историю, с поворотами похлеще, нежели у Мелехова! Именно тогда и решил Сергей Герасимов, что это и есть главный герой его картины. 

На роль Мелехова!

Сергей Аполлинариевич Герасимов - кинорежиссер.

Сергея Аполлинариевича ничуть не смутило то, что актер намного старше Гришки из романа Шолохова. Наверное, потому, что Глебов всегда выглядел довольно молодо: "стройный, поджарый, веселый, с густыми волосами, хорошими крепкими зубами и ярким блеском в глазах". Оператор картины Володя Рапопорт первым возмутился: «Я не буду снимать Глебова! Во-первых, ему сорок лет! Во-вторых, он пришепётывает!» А о том как сильно расстроилась Элина Быстрицкая и говорить было нечего: она успела свыкнуться с мыслью, что ее партнером, с которым ей предстояло сыграть немало интимных сцен, будет 24-летний красавчик Сашка Шворин, и вдруг — "непонятно кто, гораздо старше ее, да еще и практически дебютант в кино". Она же сама к тому времени была довольно известной актрисой.

Элина Быстрицкая./ Актер Александр Шворин.

Таким образом, выбор режиссера оказался под угрозой. Глебова очень долго не
утверждали на роль, и тогда Герасимов созвав все руководство студии, заявил «Я прошу, наконец, принять решение и прекратить всякие происки против Глебова!
Я отвечаю за картину, и я вижу в нем то, что для меня ценно и дорого». После этого категоричного заявления директор фильма, увидев актера в студийном коридоре, сказал Глебову:«Ну что. Ты выиграл по трамвайному билету сто тысяч! Утвердили!» 

Начали делать фотопробы. Гример как-то тоже проникся к актеру симпатией и создал
ему лицо, которое метко попало в образ главного героя - и смоляной кудрявый чуб, и нос с горбинкой. А когда Глебова приодели в шинель и фуражку, то и вовсе народ в коридорах ахал: «Это же Мелехов!»

Петр Глебов в кадре кинофильма «Тихий Дон».

Однако, как оказалось, и это было не все: последнее слово оставалось за автором романа. Увидев на экране Глебова на пробных кадрах, Михаил Александрович воскликнул
на весь зал, не сдержав эмоций: «Он. Он живой и есть».

Вылитый донской казак

В казачью среду Петр Глебов влился практически сразу. Он с местными жителями ходил и
на охоту, и на рыбалку, и на сенокос, и в ночное, а вечерами распевал задушевные песни.
И вскоре он так растворился в казацком быту, что его уже нельзя было отличить от
настоящих донских казаков. Станичники о нем говорили: наш казак, что ни есть - настоящий.

Кадр из кинофильма «Тихий Дон».

Как годовалая дочь актера съела Гришкин нос

Ну, и, конечно же, на съемках фильма не обошлось без забавных курьезов. В романе у Шолохова про Гришкину внешность написано, что был у него «вислый коршунячий нос». Вот и пришлось Глебову делать накладной. Правда, не из гуммоза, мягкого и очень податливого материала, тающего при жаре, а из особого состава, который придумал гример. С этой важной деталью грима все "носились как с писаной торбой". Его каждый раз наносили на актера тщательнейшим образом, а по вечерам он снимал его при помощи ниточки, скатывал в шарик и прятал в спичечную коробочку, которую клал на подоконник. А однажды годовалая дочурка актера, которая начала уверенно ходить, добралась до заветного коробка и съела драгоценный нос Гришки Мелихова. Одно утешало, состав был безвредный и ребенок не пострадал. А вот съемки на пару дней пришлось отложить, пока гример снова не вымерял и не изготовил новый Гришкин нос.

Кадр из кинофильма «Тихий Дон».

К слову сказать, в тот год лето выдалось очень жарким, потому вся съемочная группа и актерский состав по возможности стремились к реке, чтобы освежиться. Одному Глебову не повезло, он с завистью смотрел на плескающихся в воде коллег, ему то самому нужно было беречь свой нос до самого вечера.

Кадр из кинофильма «Тихий Дон».

Из-за этого злополучного носа Глебов даже не смог в полной мере прочувствовать неожиданно свалившуюся на него после выхода картины популярность. Его без "коршунячего" носа узнавали далеко не все! Как-то раз в такси водитель у него спросил: «Вы же артист? Да? Так я вас знаю!». А Глебов обрадовавшись, подумал: "Ну, наконец-то!" А таксист продолжает: «Это же вы того пьяного водителя сыграли!» Действительно, был такой киноальманах «Родимые пятна», где в одной из новелл персонаж Глебова в пьяном виде сбивает пешехода. «Нам в ГАИ этот фильм каждую неделю крутят», — объяснил таксист. Ну, что тут скажешь - тоже, какая ни какая, а популярность.

Кадр из кинофильма «Тихий Дон».

Всадник без коня

Еще один любопытный факт из истории создания фильма. Как-то в эпизоде, когда снимая скачущую конницу с Григорием Мелиховым на первом плане, съемочной группе пришлось обойтись без настоящей лошади. К автомобилю прикрепили конструкцию на колесах, которая и служила спиной коня под всадником. В салоне машины находился оператор Владимир Рапопорт, а его ассистентку с облегченной камерой привязывали веревкой к крылу переднего колеса. Двигаясь со скоростью 60 км в час, операторы отсняли кадры, на которых зритель видел лицо Мелехова в бою на фоне конницы.

Михаил Шолохов.

Премьера киношедевра

У этого потрясающего кинофильма было несколько премьер. Первым зрителем, разумеется, был сам автор романа Михаил Шолохов, который приехав на киностудию имени Горького, сел на второй ряд просмотрового кинозала и тут же закурил. Киногруппа разместилась у него за спиной. Когда показ был завершен вся группа, замерев, смотрела на его спину и на гору окурков в пепельнице... . А когда Михаил Александрович, наконец, повернулся лицом к создателям фильма, все увидели глаза писателя, полные слез...

Но самую главную оценку фильму дали сами донские казаки. Это был весьма ответственный момент в истории создания этого фильма. И вот настал день, когда все три серии были готовы и доставлены в станицу. Слух об этом вмиг облетел казацкие деревни. Казаки ехали верхом, плыли на лодках, чтобы посмотреть фильм. Его крутили без остановок трое суток подряд в маленьком клубе. Фильм потряс даже бывалых казаков и завоевал огромную популярность на десятилетия на территории всего Советского Союза.

Петр Глебов и Элина Быстрицкая.

Спустя некоторое время после премьеры, Элине Быстрицкой вручили письмо за подписью тридцати старейших казаков Дона с просьбой сменить фамилию Быстрицкая на Донская. Актриса была удостоена звания полковника казачьих войск, а ее партнеру, Петру Глебову командование Войска Донского присвоило звание почетного генерал-майора с правом ношения формы и оружия.

Петр Глебов в роли Григория Мелихова.

Эта роль, созданная Петром Глебовым, до сих пор считается самой непревзойденной в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Нередко об актерах говорят, в том числе и о Глебове : "актер одной роли". В этом, разумеется, есть доля истины, но лишь малая, ибо на счету актера более пяти десятков кинолент, где он сыграл довольно значимые роли.

Кадр из фильма «Мужики!».

Кадр из фильма Юность Петра.

После «Тихого Дона» режиссер А.Иванов пригласил Глебова на съемки картины «Поднятая целина» на роль есаула Половцева. Потом были «Балтийское небо», «Моцарт и Сальери», «Иоланта», «Сердце Бонивура», «Неподсуден», а вот в театре он по-прежнему оставался без главных ролей.

Во всех кинолентах ученик К.Станиславского Петр Глебов был неподражаем и
великолепен в актёрском мастерстве и в психо-эмоциональном единении с
образами своих героев. Однако образ Григория Мелехова, сыгранный Глебовым, безусловно, такой мощный и запоминающийся, что затмевает все остальные его роли.
И тут ничего не поделаешь...

promo vitkvv2017 february 29, 13:37 12
Buy for 10 tokens
wwportal.com ...Целый век с четвертью пресловутая тайна "Марии Целесты" будоражила умы и сердца миллионов, и даже миллиардов людей во всем мире. С тех пор, как специальная комиссия по расследованию загадочного дела об исчезновении всей команды этого парусника в 1872 году…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded