vitkvv2017

Category:

Робот-автомат «Писарь»: Аналог современного принтера, который появился почти 250 лет назад

Робот-автомат «Писарь» - аналог современного принтера, который появился почти 250 лет назад.
Автомат под названием «Писарь» был изобретен часовым мастером из Швейцарии около 250 лет назад. На вид – обычная кукла, миловидный мальчик, но мог творить чудеса: писал на бумаге слова. По сути, выполнял функцию современного принтера. Создатель робота – Пьер Жаке-Дро – с опаской показывал свое творение при королевских дворах в Европе. Кукла была настолько реалистична, что мастера часто обвиняли в колдовстве.

И еще: Какими были роботы прошлого

Автомат можно назвать прототипом современного принтера.

«Писарь» - это деревянная кукла 70 см в высоту, внутри которой спрятан специальный механизм, позволяющий автоматизировать ее действия. Кукла работала без электричества, а на диске, размещенном внутри ее, был запрограммирован порядок действий.

Под одеждой писателя спрятан сложнейший механизм.

По сути, куклу можно назвать и первым современным принтером, и прототипом искусственного интеллекта. Писателем были написаны тысячи заметок. Кукла полностью воспроизводила алгоритм действий человека: вначале Писарь макал гусиное перо в чернила, затем стряхивал, чтобы не поставить кляксу, после – начинал выводить на бумаге слова ровным почерком. При этом – опускал глаза вниз, чтобы «следить» за написанным. Он сидел за столом красного дерева эпохи Людовика XV, на нем был элегантный наряд, скрывавший механизм, который состоял из 6 тысяч деталей.

Выставка автоматов.

Конец XVIII века был золотой эпохой для автоматонов, или автоматов, - машин, которые самостоятельно приходили в движение. В Европе таких кукол-роботов было множество. Чаще всего они использовались для увеселения знати, также выставлялись в витринах больших универмагов. О них говорили лучшие умы эпохи, выдвигая теории о возможном появлении искусственного интеллекта.

Куклы-автоматы.

Ни один автомат не был настолько совершенен, как Писарь: несмотря на то, что весь механизм помещался в крошечном «тельце», кукла работала превосходно, все движения были синхронизированы.

Демонстрация игрушек-автоматов.

Всего Пьер Жаке-Дро сконструировал три куклы-автомата в период с 1767 до 1774 года: Писарь, Рисовальщик и Музыкантша. Его первая часовая мастерская располагалась на ферме в Швейцарии, позже он переехал в Париж, где спрос на автоматы был велик, и процветали небольшие семейные ателье. В 1758 году он подарил свои ранние работы королю Испании. Среди этих работ были часы с фигуркой пастуха, который играл на флейте, а также фигурка собаки, охраняющей корзинку с яблоками. Когда королю предложили взять одно из яблок, собака бросилась на ладонь и залаяла так реалистично, что настоящая собака, которая в тот момент находилась в зале, принялась отвечать лаем механической игрушке. Придворные не поверили, что все дело в автоматизированном механизме, и стали обвинять мастера в колдовстве.

Писарь, Рисовальщик и Музыкантша.

Однако обвинения не страшили Пьера. Он показывал королю и его ближайшему окружению все новые и новые игрушки. Мастер предложил министру обратиться к автомату-пастуху, на вопрос о времени по-испански пастух не отреагировал, но как только зазвучала французская речь, он ответил моментально. Пьер за такие выходки предстал перед главой инквизиции, и это на самом деле произошло. Пришлось показывать и рассказывать в подробностях, как работает каждый механизм. К счастью, все удалось успешно, и из Франции Пьер вернулся в Париж богатым и знаменитым.

Часы с оригинальным механизмом.

На деньги, полученные от испанского короля, Жаке-Дро основал прибыльную компанию, которая занималась исключительно новинками в области технологий. Он получил возможность заниматься и дальше амбициозными проектами, создавая новые автоматы.

Чертежник был первым автоматом Пьера Жаке-Дро. Эта кукла была собрана из двух тысяч деталей. При помощи карандаша Чертежник рисовал несколько рисунков: портрет короля Людовика XV, собаки (на рисунке также располагалась надпись), Амура в колеснице, запряженной бабочкой, а также портреты Марии-Антуанетты и Людовика XVI. Музыкантша играла на органе, действительно нажимая на клавиши, воспроизводя в точности движения человека.

*Писарь* - автомат Пьера Жаке-Дро.

Все три фигурки находятся в Музее искусства и истории Невшателя, они до сих пор работают с той же точностью, что и два века назад.

Какими были роботы прошлого


Еще в Античности человек, наблюдая за природой, мечтал вступить с ней в соперничество и научиться производить на свет существ, неотличимых от тех, что созданы из плоти и крови. Изыскания философов, механиков и даже ювелиров и иллюзионистов прошлого предвосхитили появление и развитие современной робототехники.

София, первый в мире человекоподобный робот, созданный в 2015 году./Фото: i.ytimg.com

От деревянного голубя до искусственного человека

Древнеримский писатель Авл Геллий упоминал, что греческий полководец и философ-пифагореец Архит Тарентский, «искушенный, помимо прочего, в механике», смастерил из дерева голубя, пролетевшего около двухсот метров. Среди восхищенных зрителей были и дети, для которых еще раньше этот государственный муж, успешно оборонявшийся от завоевателей, изобрел погремушку.

Труд «Пневматика» другого античного ученого, Герона Александрийского, механики и инженеры использовали вплоть до XIX века. Благодаря разработкам Герона в 1832 году были сконструированы уникальные астрономические часы в Страсбургском соборе, показывающие движение планет.

Астрономические часы Страсбургского собора./Фото:strasbourgvoyage.files.wordpress.com

Средневековый арабский изобретатель Аль-Джазари, в XIII веке спроектировал, среди прочего, музыкальный автомат: четырех механических кукол, которые плавали в лодке по озеру, играя на цимбалах и барабанах.

Механические музыканты. Иллюстрация Аль-Джазари к его трактату 1206 года «Книга знаний об остроумных механических устройствах».

В христианской Европе дерзновенные и греховные, казалось бы, помыслы о создании искусственного человека вынашивались в монастырских кельях. Сохранились работы монахов-ученых Виллара де Оннекура и Раймунда Луллия. Альберту Магнусу, по легенде, удалось создать «железного человека», но шедевр испортил ученик Магнуса — будущий философ-теолог Фома Аквинский.

Механический рыцарь Леонардо да Винчи и «железный мужик» Ивана Грозного

Леонардо да Винчи и Галилео Галилей, как и Архит Тарентский, не брезговали изобретением механических безделиц для детей. Для короля Франциска I Леонардо сделал большую игрушку: шагающего, открывающего пасть, машущего хвостом и извергающего из чрева лилии льва.

Механический лев Леонардо да Винчи. Современная реконструкция./Фото: img-fotki.yandex.ru

Но самые заветные идеи да Винчи остались в его чертежах. Среди них был и «механический рыцарь», которому полагалось двигать конечностями, поворачивать голову и поднимать забрало.

Иностранные купцы, которым довелось пировать при дворе Ивана Грозного, рассказывали, что у русского царя была странная забава: «железный мужик», прислуживавший хозяину и на потеху гостям сражавшийся с медведем. Когда один из купцов заподозрил, что внутри металлической оболочки спрятан живой человек, царь велел мастеровым разобрать «мужика». Удивление иностранцев, увидевших пружины и шестеренки, очень понравилось царю, и он заявил, что на Руси такая «невидаль» водилась еще триста лет назад. Выяснить, лукавил Иван Грозный или нет, ученым пока что не довелось.

Механики и ювелиры, не ставившие перед собой грандиозных целей, на протяжении XV–XVII столетий совершенствовались в создании драгоценных «безделиц». Таких, например, как разъезжавший по столу музыкальный автомат и одновременно сосуд для вина «Триумф Бахуса».

«Триумф Бахуса». Германия, начало XVII века. Вена, дворец Хофбург, Сокровищница Габсбургов./Фото: i.pinimg.com

Автоматоны XVIII века: музыканты, августейшие особы и свирепые хищники

Считается, что революцию в искусстве создания искусственных существ, порой пугающе схожих с живыми, совершил французский изобретатель Жак де Вокансон. Он же ввел в моду публичные демонстрации автоматонов. В 1730-е годы Вокансон выступал перед парижанами и лондонцами, не просто развлекая, но и просвещая их, поскольку показы механических диковин сопровождались лекциями об устройстве и действии механизмов.

Более прочих известны три работы Вокансона: «Флейтист», которого автор удостоил отдельной брошюры, «Тамбуринщик» и «Утка», «обученная» пить воду, клевать зерна и испражняться.

«Утка» Вокансона. Схема устройства./Фото: oursociety.ru

Швейцарец Пьер Жаке-Дро вошел в историю как искусный часовой мастер, новатор в своем ремесле. Основанная им марка существует по сей день. Но поначалу он прославился как творец автоматонов. Трех самых известных его механических людей — «Музыкантшу», «Рисовальщика» и «Писаря» — иногда называют первыми роботами. С ними Жаке-Дро объездил Европу и был благосклонно принят при королевских дворах.

«Писарь», «Рисовальщик» и «Музыкантша» Пьера Жаке-Дро. Швейцария, 1774 год./Фото: ljplus.ru

«Музыкантша», поочередно играя на флейтовом органе пять своих мелодий, обращала взор направо и налево. Искусственная девушка наклонялась к инструменту, и плечи ее вздымались от «дыхания». Отдельный механизм приводил в движение гибкие пальцы рук.

Но самым сложным автоматоном из троицы был «Писарь» — мальчик, который мог, обмакнув перо в чернильницу, написать на листе бумаги любой текст, не превышающий 40 знаков. Второй мальчик, «Рисовальщик», копировал графические миниатюры. В частности, рисовал портреты французских монархов — покойного Людовика XV и здравствующего Людовика XVI c супругой. Всю троицу автоматонов королевская чета увидела в Париже в 1775 году.

Литография XVIII века. Пьер Жаке-Дро знакомит короля Людовика XVI со своими творениями./Фото: artelectronics.ru

Одно из сокровищ петербургского Эрмитажа — роскошные часы «Павлин», работающие до сих пор. Князь Г. А. Потемкин заказал их у Джеймса Кокса, механика и ювелира, владельца музея диковинных автоматов в Лондоне. К сборке и реставрации шедевра Кокса и лучшего из его помощников Фридриха Юри приложил руку русский умелец Иван Кулибин.

Часы «Павлин». Дж. Кокс и Ф. Юри. Великобритания, конец 1770-х — начало 1780-х годов. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж./Фото: s3.fotokto.ru

Сам Кулибин еще в 1769 году преподнес Екатерине II миниатюрные в сравнении с «Павлином», но не уступающие ему в сложности часы «яичной фигуры». В них был встроен крошечный театр, в котором ювелирно сработанные «актеры» исполняли представления на библейские сюжеты.

В 1799 году, во время колонизации Индии, британские солдаты взяли штурмом дворец Типу Султана, правителя государства Майсур. С изумлением захватчики увидели деревянный автоматон, почти в натуральную величину изображавший тигра, который терзал английского офицера. В туловище зверя был вделан механический орган, имитирующий стоны умирающего.

«Тигр Типу» служил своего рода символом независимости майсурцев. Его создателей вдохновило реальное происшествие: неудачно окончившаяся охота лейтенанта Хью Монро.

Детские заводные игрушки промышленного производства

На рубеже XIX–XX веков, когда механические игрушки стали изготавливаться промышленным способом, они наконец попали в руки детям. Теперь такую радость могли подарить своему ребенку и относительно небогатые родители.

Немецкие и японские механические игрушки из коллекции Санкт-Петербургского музея игрушки./Фото: p3.citywalls.ru

В СССР заводные игрушки начали производить промышленным способом в 1930-е годы. Этим занимались московские артели: «Штампигрушка» при Универпроме и «КИМ». Также механические игрушки и игры делали в специальных цехах из отходов производства тяжелой промышленности, в частности на заводах «Северный пресс» в Ленинграде и «Пресс» в Серпухове.

В 30-е же, точнее, в 1932 году японские инженеры сконструировали первого робота, и в этом случае интересы ученых и детей совпали. 15-сантиметровый «Lilliput», «умевший» ходить, отличался футуристическим дизайном.

Современные игрушечные роботы — копии японского робота «Lilliput» 1932 года./Фото: 4.bp.blogspot.com

Спустя несколько столетий робот станет одной из самых распространенных игрушек. Но дети 30-х заводили ключиками в основном довольно примитивные автомобили, а советские ребята — еще и маленькие тракторы.

Довоенный заводной автомобиль, сделанный в Ленинграде./Фото: static.newauction.ru

В 50-е в больших количествах выпускались жестяные лягушки, утки, цыплята, канарейки. Птицы наклонялись, как будто клюя зерно. Они слегка походили на свой старинный прообраз, «Утку» Вокансона, хотя правдоподобно пить и есть не могли.

Более сложными по оформлению и конструкции, но и более дорогими были игрушки, посвященные теме цирка и популярные в 50-х — 60-х.

О 60-х напоминают и старые плюшевые заводные игрушки: медведи с бочонком меда, балалайкой или хохломской деревянной ложкой, обезьянки, собачки. Они были мягкими на ощупь, хотя каркас все-таки оставался жестким.

В 80-е интерес к заводным игрушкам был постепенно утрачен. Но в последние годы он возвращается, несмотря на все разнообразие на прилавках и в детских магазинах.

https://kulturologia.ru/mosaic/


promo vitkvv2017 февраль 29, 13:37 12
Buy for 10 tokens
wwportal.com ...Целый век с четвертью пресловутая тайна "Марии Целесты" будоражила умы и сердца миллионов, и даже миллиардов людей во всем мире. С тех пор, как специальная комиссия по расследованию загадочного дела об исчезновении всей команды этого парусника в 1872 году…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded