vitkvv2017

Categories:

История гонки на воздушных шарах, которая закончилась смертью в небе над Беларусью 

Больше двадцати лет назад в небе над Беларусью вертолет сбил воздушный шар. В корзине было два человека – известные воздухоплаватели из США. Один из них, 68-летний Джон Стюарт-Джервис, прошел Вторую мировую войну, выжил во Вьетнаме и в Египте, где его самолет сбили в воздухе в 1956-м. Но погиб в небе над мирной Беларусью во время соревнований по воздухоплаванию.

В 1995 году история наделала много шума. Коллеги пилотов из США требовали расследования. Беларусь говорила, что военные все сделали правильно, потому что шар летел к военному объекту, пилоты не реагировали на их запросы и не выходили на связь. Но прошло 24 года, об инциденте возле границы забыли все, кроме родственников погибших и их коллег-воздухоплавателей. Они передали Настоящему Времени материалы расследования, которые никогда прежде не публиковались.

С их помощью журналист "Настоящего Времени" Елена Шалаева рассказывает историю последнего полета и гибели аэронавтов Алана Френкеля и Джона Стюарта-Джервиса.

ДАВАЙ ЛУПАНЕМ ПО НЕМУ СВЕРХУ"

Рано утром 12 сентября 1995 года белорусскую границу пересек воздушный шар. В 06:34 (всемирное координированное время, UTC) пограничные войска Беларуси обнаружили "летательный объект" и доложили о нем в Центральный командный пункт противовоздушной обороны. В течение полутора часов военные связывались с приграничными пунктами ПВО, а также запрашивали информацию в Польше, откуда прилетел шар, но ничего не выяснили.

Военных настораживало то, что он летел в сторону авиабазы. Судя по переговорам экипажа вертолета Mи-24 с командующим войсками ПВО, расшифровка которых содержится в отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК), проводившего расследование инцидента, военные решили, что это польский метеорологический зонд. Обсуждая это, они возмущались: "Почему бы его не сбить? Они делают, что хотят, им все равно. Может быть, в нем 36 кг героина?" В 8:07 военному авиадиспетчеру Брестской области позвонил глава регионального КГБ. Он интересовался, были ли какие-то уведомления из Польши о метеорологических зондах или шарах, но ему ответили, что ничего не было.

В 08:35 на перехват вылетел вертолет.

Три минуты прошли с момента, когда вертолет поднялся в воздух, до того, как военные открыли огонь по воздушному шару. Этому предшествовали совсем короткие переговоры, расшифровка которых содержится в отчете МАК.

— 335, отчет о пути: высота воздушного шара, что там, какие подвесные грузы?

— Это 335, я на высоте 2000 [метров], это на 200-300 метров выше.

— Понял. Есть подвесной груз?

— Висит подвесной груз, еще не определили, что там.

— Понял.

— Высота шара – 2300 метров. Он висит прямо на уровне с нами. Подвесной груз подтверждаю.

— Это радиальный, уничтожить шар.

Фрагмент переговоров пилота вертолета с диспетчером. Источник: отчет МАК

— 335, будьте осторожны при стрельбе, чтобы снаряды не упали на населенные пункты.

— Понял.

— Давай заходи чуть выше, лупанем сверху ему.

— Какая дальность у нас?

— 600 метров.

— Огонь!

Фрагмент переговоров пилота вертолета с диспетчером. Источник: отчет МАК

Раздались три пулеметные очереди. В 08:54 (по белорусскому времени – 11:54) экипаж вертолета сообщил об уничтожении шара.

Через два с половиной часа белорусские военные обнаружили сбитый шар в 4-5 километрах от города Береза в Брестской области. В гондоле было два человека – профессиональные воздухоплаватели Алан Френкель и Джон Стюарт-Джервис. Оба погибли.

Пенсионерка Валентина Соловей, чей дачный участок находился в десяти метрах от падения воздушного шара, рассказывала белорусской службе Радио Свобода, что видела и гондолу, и самих погибших. Тогда Соловей подумала, что воздухоплаватели умерли от сильного удара о землю: она не предполагала, что шар расстреляли, а на самих пилотах не было следов огнестрельных ранений. Гондола шара почти развалилась.

"В своей корзине они сидели на своеобразных "носилках" – это приблизительно как в машинах скорой помощи есть боковые сиденья, прикрепленные к стене. И вот они, по-видимому, до последнего сидели в своем шаре на этих носилках, или сиденьях, как там правильно сказать", – рассказывала Валентина Соловей.

По ее словам, после падения шара над дачами еще долго летал вертолет. Погибших отвезли в больничный морг города Березы, а оттуда тела переправили в Минск. То, что осталось от шара и гондолы, погрузили в КамАЗ и тоже отвезли в Минск.

КТО ТАКИЕ АЛАН ФРЕНКЕЛЬ И ДЖОН СТЮАРТ-ДЖЕРВИС

Биография британца Джона Стюарта-Джервиса напоминает приключенческую историю. В 15 лет – шел 1943 год – он солгал по поводу своего возраста, чтобы попасть в Британский королевский флот. Во время Второй мировой войны воевал в Северной Атлантике и на Дальнем Востоке. После войны Стюарт-Джервис остался в армии, служил летчиком-истребителем на авианосце. Во время Суэцкого кризиса его самолет сбили над Средиземным морем, но Джон смог приземлиться на воду – и его спасли французские войска.

Через несколько лет по программе военного обмена с США Стюарт-Джервис вместе с женой переехал из Британии в Калифорнию. Там он, морской пехотинец, с энтузиазмом переключился на вертолеты. Когда начался военный конфликт в Малайе, Стюарт-Джервис отправился сражаться с коммунистами в джунглях Малайзии и Борнео и провел там девять месяцев, рассказывала The New York Times его жена Кэролайн.

Закончив службу, Джон Стюарт-Джервис переехал с женой в Нью-Йорк, а оттуда – на остров Санта-Крус в Карибском море. Но и там не оставил небо: работал пилотом на гидросамолетах, учил летать других. Налетал более 14 тысяч часов только на гражданских самолетах.

"Его приключения никогда не заканчивались", – рассказывала супруга Стюарта-Джервиса и вспоминала, как на одной из вечеринок муж разговорился с кем-то о прыжках с парашютом. Джон никогда не делал этого раньше, но на следующий день прыгнул с высоты 10 тысяч футов (3048 метров).

Примерно так же произошло и с воздухоплаванием: Стюарт-Джервис познакомился с людьми, у которых был воздушный шар, – и загорелся идеей такого полета. Ему было уже 60 лет, когда он стал учиться летать на аэростатах. А встретившись с влюбленным в небо Аланом Френкелем, начал участвовать в соревнованиях воздушных шаров.

Алан Френкель был младше своего нового друга и единомышленника на 13 лет. Он тоже начинал с военно-морской авиации, затем перешел на гражданские самолеты и 27 лет в качестве старшего пилота летал на трансатлантических лайнерах компании Trans World Airlines из Америки в Европу.

У Френкеля не было жены и детей, и он полностью посвящал себя полетам. "Алан использовал любой шанс, чтобы полетать. Когда он не был в воздухе, он говорил об этом", – вспоминала в интервью The New York Times его кузина Ребекка Дейл.

Воздушными шарами Алан Френкель заинтересовался в начале 1980-х. Изучил тепловые аэростаты, потом перешел к газовым воздушным шарам. Он быстро превратился в специалиста, который одинаково хорошо разбирался и в газовых, и в тепловых шарах, говорили коллеги Френкеля. Он знал обо всем – от оборудования аэростатов до обмундирования воздухоплавателей. С 1992 года Френкель регулярно проводил проверку воздушных шаров перед полетами.

Сам он тоже участвовал в соревнованиях: летал на тепловом аэростате через Австралию, много раз выступал в Японии. Френкель всегда дотошно готовился к своим полетам и всегда был "экстремально осторожным", говорила его кузина: "Да, это было опасно, но ничего особенного для него в этой опасности не было".

В 1991 году Алан Френкель в первый раз участвовал в соревнованиях на кубок Гордона Беннета, а в 1994-м занял третье место. Через год, в 1995 году, Алан Френкель с другом и единомышленником Джоном Стюартом-Джервисом решили участвовать в соревнованиях на кубок как команда. 55-летний Алан был в ней старшим пилотом, 68-летний Джон – вторым.

"Накануне [старта] мы вернулись из трехнедельного отпуска во Франции. Он провел дома две ночи [и улетел]. Он волновался, конечно, знал, что это опасная гонка, – рассказывала потом супруга Стюарта-Джервиса. – Но в небе он был счастлив, как нигде".

Гонки воздухоплавателей на кубок Гордона Беннета. Фото: legends.gordonbennett.aero

ГОНКА НА КУБОК БЕННЕТА

Старейшее в мире соревнование воздухоплавателей на газовых шарах в 1906 году основал и с тех пор спонсировал Гордон Беннетт – эксцентричный американский миллионер и спортсмен, издатель газеты New York Herald. Гонки проходили с многолетними перерывами, но в 1983 году их возродили и с тех пор устраивают каждый год. Они считаются одними из самых престижных, но в то же время и опасных – их участники рискуют, стараясь установить рекорд дальности. Согласно правилам, победителем становится тот, кто преодолеет на воздушном шаре максимальное расстояние. У участников нет ограничений по направлению полета или по времени. Из-за возможных рисков допускают к соревнованиям только самых опытных пилотов.

Кубок Гордона Беннета в 1906 году. Фото: legends.gordonbennett.aero

Место старта гонки каждый год меняется: по правилам организатором выступает та страна, чей представитель победил годом ранее. В 1995 году это была Швейцария. Воздухоплаватели стартовали в Цюрихе в субботу, 9 сентября, в 17:00.

Уже к вечеру воскресенья – через сутки – шесть воздушных шаров приземлились в разных странах Западной Европы, завершив гонку.

Но Алан Френкель и Джон Стюарт-Джервис были настроены на победу. 12 сентября 1995 года их воздушный шар под названием D-Caribbean уверенно летел уже третьи сутки.

На земле команду D-Caribbean "страховал" Виктор Френкель – брат Алана, он ехал тем же маршрутом на машине. У каждой команды воздухоплавателей была такая группа поддержки, которая в момент окончания гонки ждала их в точке приземления с водой, едой и машиной, на которой они могут вернуться обратно. Но 11 сентября неподалеку от Дрездена автомобиль Виктора сломался – и он отстал от гонщиков на целые сутки.

Френкель и Стюарт-Джервис не были единственными, кто боролся за победу. Вслед за ними по небу плыл шар с номером 1636S. Им управляли известные аэронавты Майкл Уоллес и Кевин Брильман (Michael Wallece, Kevin Brielmann).

На еще одном шаре, с номером N69RW, летели Дэвид Левин и Марк Салливан (David Levin, Mark Sullivan). Все эти пилоты были гражданами США.

Рано утром во вторник, 12 сентября, идущий впереди шар D-Caribbean пересек границу Польши и Беларуси. В двадцати километрах позади летел 1636S. Его пилот Майкл Уоллес позже вспоминал, что на рассвете они связались с Френкелем и Стюартом-Джервисом по радио. "У нас есть 12 мешков и вся вода, – сказал Уоллесу Алан Френкель. – Мы собираемся ночевать четвертую ночь".

"Если вы не найдете свою команду [на земле], можете приземлиться. Мои ребята как раз под вами", – пошутил Уоллес. Они с Френкелем были хорошими друзьями, но в этом соревновании – соперниками, а приземление шара означало окончание гонки. "Я не думаю, что мы это сделаем", – засмеялся в ответ Алан Френкель.

В течение следующих двух часов Уоллес и Брильман несколько раз пытались связаться с D-Caribbean по радио, но не получалось. Уоллес не волновался: шар Френкеля находился значительно ниже, чем его собственный, у команды была вода и на два мешка больше, чем у Майка с Кевином. К тому же, вспоминал Уоллес, на рассвете он видел D-Caribbean своими глазами. Позже землю окутала дымка, спрятав даже очертания населенных пунктов.

Настроение у пилотов было хорошее, они не тревожились по поводу предстоящего пересечения границы, даже наоборот, вспоминал позже Марк Салливан – один из пилотов третьего шара, номер N69RW: "Мы хотели попасть в Беларусь. Мы думали, что было бы здорово полететь в новое место, которое было когда-то частью России".

Кубок Гордона Беннета в 1995 году. Фото: legends.gordonbennett.aero

"МЫ С ВАМИ БЕСЕДУЕМ, А ТАМ ЛЕТАЕТ ВОЗДУШНЫЙ ШАР"

"Что там видишь? – Вижу огромный шар. – Что-нибудь еще видишь? – Нет. – Пилотируемый? – Нет, никого не вижу. – Ну давай, облети его вокруг".

Диалог командующего войсками противовоздушной обороны (ПВО) Беларуси генерала Валерия Костенко с оперативным дежурным пересказывает главный редактор белорусской газеты "Свободные новости" Василий Зданюк. В 1995 году он был журналистом этой газеты, а также корреспондентом московского "Военного журнала". Около полудня 12 сентября 1995 года он встретился с генералом Костенко для интервью. И оказался случайным свидетелем переговоров военных, обнаруживших в небе воздушный шар.

Валерий Костенко командовал войсками противовоздушной обороны Беларуси с 1993 по 2001 год, он – генерал-лейтенант, кавалер высоких государственных наград СССР и Республики Беларусь. Костенко известен тем, что в 1991 году в качестве командующего Белорусским военным округом был в составе белорусской делегации на церемонии подписания Вискулевских соглашений в Беловежской пуще, когда Советский Союз прекратил свое существование. В интервью белорусской службе Радио Свобода тогдашний председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич рассказывал, какой важной персоной был Костенко: "Все прилетали к нему на военный аэродром в Пружанах, и он мог дать приказ любому подразделению в Беларуси как главнокомандующий".

Как раз по направлению к Пружанам и летел шар D-Caribbean.


За все время существования гонок на кубок Гордона Беннетта погибли 11 человек. Большинство – из-за плохой погоды: штормов и гроз; и только двое – из-за действий человека. Это Алан Френкель и Джон Стюарт-Джервис.

Свои награды они получили посмертно. D-Caribbean занял в гонке пятое место, пролетев за 62 часа 32 минуты 1267,2 километра. Шар Майка Уоллеса и Кевина Брильмана оказался на втором месте с результатом 1403 километра за 69 часов 23 минуты. Шар Давида Левина и Марка Салливана занял четвертое место, пролетев 65 часов 25 минут 1280 километров. После гонки не было обычной церемонии награждения и банкета: вместо этого участников пригласили на поминальную службу.

Полностью Источник

promo vitkvv2017 february 29, 13:37 12
Buy for 10 tokens
wwportal.com ...Целый век с четвертью пресловутая тайна "Марии Целесты" будоражила умы и сердца миллионов, и даже миллиардов людей во всем мире. С тех пор, как специальная комиссия по расследованию загадочного дела об исчезновении всей команды этого парусника в 1872 году…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded