vitkvv2017

Categories:

Меридиан, который конкурировал с Гринвичским

Железные дороги, появившиеся в конце 19-го века, привели к революции в сфере транспорта и породили одну неожиданную проблему.

Тогда ещё не существовало стандартизированного времени, и в каждом населённом пункте имелись свои часы. Это создавало серьёзные неудобства для тех, кто путешествовал на поезде, поскольку они не знали, когда прибудут на ту или иную станцию и как долго продлится поездка: железнодорожное расписание составляли с учётом местного времени. Для удобства пассажиров в 1857 году вышел железнодорожный путеводитель с указанием местного времени примерно в сотне американских городов; ориентиром служили вашингтонские часы. Теперь вы можете представить, насколько серьёзной была проблема.

Потребность в стандартизированном времени стала насущной проблемой не только для железных дорог, но и для почтового ведомства и телеграфных компаний. Англичане обладали большей дальновидностью, нежели американцы, и к 1840-м годам Великая западная железная дорога стандартизировала время, основываясь на местном времени в Гринвиче, где располагалась Королевская обсерватория. Каждый день железнодорожные станции вдоль маршрута Великой западной железной дороги получали сигналы по телеграфу из Гринвича, и мастера настраивали свои часы в соответствии с ними.

В 1870 году Чарльз Ф. Дауд, директор малоизвестного колледжа искусств, предложил американцам последовать примеру англичан и разделить страну на четыре часовых пояса во главе с Вашингтонским меридианом. Это был первый случай, когда кто-то предложил ввести несколько часовых поясов для одной страны. Но предложение Дауда в основном игнорировалось. Один видный железнодорожный чиновник даже утверждал, что многовековая система местного времени «и влияние, которое она оказывает на литературу, нравы и обычаи людей, явно не в силах изменить величайшую власть в стране [железные дороги]».

По иронии судьбы, Дауд погиб под колёсами локомотива в 1904 году.

Первым человеком, который предложил разграничить время по всему миру (в 1876 году), был Стэнфорд Флеминг, главный инженер Канадской тихоокеанской железной дороги. Он предложил использовать Гринвичский меридиан в качестве отправной точки. Британское правительство было настолько довольно этим предложением, что направило мемуары Флеминга в восемнадцать зарубежных стран и различные научные учреждения Англии.

Гринвичская обсерватория

Другие организации также видели смысл в универсальном времени, однако не все были в восторге от выбора Гринвичского в качестве главного меридиана. Профессор Пиацци Смит, шотландский астроном, заявил: «Почему бы нам не выбрать в качестве нулевого меридиана Великую пирамиду в Египте?»

Другие также выразили своё недовольство. Астрономы Болоньи хотели видеть нулевой меридиан в Иерусалиме. Один женевский географ заявил, что главный меридиан должен проходить через Берингов пролив, отделяющий Россию от США.

В конце концов, в 1881 году в Венеции собралась Международная меридианная конференция, чтобы решить эти вопросы. Астрономы постановили, что нулевой меридиан должен проходить через астрономическую обсерваторию высшего порядка, и на основании этого критерия исключили такие места, как Азорские острова, Тенерифе, Иерусалимский храм и пирамиды в Гизе. Таким образом, наиболее подходящими кандидатами оставались только обсерватории в Париже, Берлине, Гринвиче и Вашингтоне. После нескольких последовательных совещаний и длительных дебатов конференция решила, что Гринвич является наилучшим выбором, поскольку почти три четверти мореплавателей уже использовали его для вычисления долготы и времени в море.

Обозначение Парижского меридиана, 1890 год

Некоторые делегаты не согласились с решением. Франция предложила Парижский меридиан, ссылаясь на то, что Гринвичский не был нейтральным, поскольку англичане не использовали метрическую систему. Представители США и Англии возразили, что метрическая система также не является нейтральной, поскольку она была создана французами. В итоге Франция и Бразилия воздержались от голосования, а Сан-Доминго проголосовал против. Но большинство поддержало Гринвич, и в 1884 году меридиан, проходящий через Королевскую обсерваторию, стал нулевым.

Франция не единственная выступила против. Португалия, Нидерланды, Греция, Турция, Россия, Ирландия и большая часть Центральной и Южной Америки, за исключением Чили, также отвергли Гринвич.

В декабре 1891 года Э. Паскье написал в книге "Ciel et Terre" призыв к миру: «Почти единодушное голосование цивилизованных наций за Гринвичский меридиан должно заставить сторонников других меридианов сложить оружие, и отныне все усилия должны быть направлены на то, чтобы окончательно урегулировать время одновременно простым, рациональным и практичным способом».

В 1896 году французское правительство внесло законопроект, предлагающий использовать среднее время по Гринвичу в качестве законного времени в стране. Он уменьшал парижское среднее время на 9 минут 21 секунду, поскольку Парижский меридиан находился на 2 градуса 20 минут восточнее Гринвича. Законопроект был принят в 1898 году, после его передали комиссии, которая рассматривала его в течение долгих двенадцати лет. По-видимому, Министерства торговли, промышленности, почты и телеграфа, а также общественных работ приняли законопроект, но он был решительно отвергнут Министерством народного просвещения и военно-морским флотом. Наконец, в 1911 году закон был принят, и Парижский меридиан, который когда-то помог вычислить окружность Земли, утратил свой желанный статус.

Сегодня невидимая линия, идущая прямо через Парижскую обсерваторию, отмечена на улицах Парижа 135 бронзовыми медальонами, уложенными вровень с булыжниками. Медальоны расположены на расстоянии 9 км между северной и южной границами Парижа. Каждый медальон имеет диаметр 12 см и помечен именем ARAGO вместе с указателями N и S.

Памятник, установленный в 1994 году голландским художником, является данью уважения астроному 19-го века Франсуа Араго, который с точностью вычислил значение дуги Парижского меридиана между Шетландскими и Балеарскими островами.

Медальон Араго

Парижский меридиан


promo vitkvv2017 september 8, 07:00 42
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded