vitkvv2017

Category:

История спасения «Ледяной девушки»

P-38 Lightning после аварийной посадки на гренландский лёд

В первые дни Второй мировой войны союзные войска начали «Операцию "Болеро"» – смелую и рискованную попытку перебросить американские самолёты на европейский театр военных действий, используя секретные авиабазы на крайнем севере. В рамках этой операции 15 июля 1942 года два бомбардировщика Boeing B-17 поднялись в небо в сопровождении шести истребителей Lockheed P-38 Lightning и направились к Рейкьявику (Исландия).

Рано утром лётная группа столкнулась с густыми облаками, которые вынудили пилотов подняться выше 3600 метров, чтобы восстановить видимость. Когда самолёты набрали высоту, температура внутри упала до 23 градусов ниже нуля по Цельсию. Люди в самолётах пытались импровизировать, чтобы согреться, например, направляли обогреватель в салон, но это мало помогало. Примерно в 7:15 утра по причине онемения из-за холода и плохой видимости пилоты решили вернуться в аэропорт, из которого они вылетели. Но погода ухудшилась, и они плохо ориентировались в суровых условиях. Спустя девяносто минут полёта вслепую с прерывистой радиосвязью облака рассеялись, и лётная группа смогла определить своё местоположение: они находились над восточным побережьем Гренландии, примерно в двух часах езды от ближайшего аэропорта... и у них топлива оставалось всего на двадцать минут. У них не было иного выбора, кроме как приземлиться на ледяную поверхность Гренландии.

Поскольку топливные баки почти опустели, было решено, что первыми должны приземлиться меньшие истребители Р-38. B-17 должны были последовать за ними примерно через полчаса. Пилот Брэд Макманус решил сделать первую попытку посадки. Будучи неуверенным в том, что внизу – сплошной лёд или мягкий снег, он спускался, выпустив шасси. Он знал, что если поверхность окажется достаточно твёрдой, позволив самолёту приземлиться таким образом, тогда он сможет взлететь и долететь до базы, как только удастся раздобыть топливо. Остальные пилоты наблюдали, как самолёт Макмануса мягко коснулся земли и покатился по заснеженной земле на большой скорости. Первые двести метров всё шло гладко, но передняя стойка шасси прогнулась под давлением, и Р-38 тут же перевернулся на спину.

Следующим был Роберт Уилсон, который убрал шасси после того, как увидел, что попытка Макмануса провалилась. Его самолёт плавно скользил по снегу на брюхе, и как только он остановился, Уилсон выпрыгнул из кабины и побежал к опрокинутому самолёту. Макманус был цел и невредим: он снял парашютное снаряжение, чтобы выбраться на лёд. Остальные самолёты приземлились один за другим без каких-либо происшествий, и двадцать пять человек собрались вместе, чтобы проверить пайки и припасы. Они быстро изготовили самодельные нагреватели, используя детали двигателя и моторное масло, и стали пытаться связаться с союзными войсками.

После трёх дней пребывания на морозе один из радистов, наконец, получил с базы сообщение на азбуке Морзе, подтверждающее положение и состояние эскадрильи. Несколько раз прилетал самолёт, чтобы сбросить припаса, но первые два груза исчезли за горизонтом из-за сильного ветра. В следующие разы застрявшие посреди льдов пилоты действовали быстро: когда прибывала новая помощь, они тут же повреждали парашюты, чтобы не дать ускользнуть столь необходимым припасам.

Наконец на десятый день на горизонте показалась упряжка собак. Лётчики собрали свои пожитки, некоторые из них решили изрешетить электронику пулями, чтобы помешать любым попыткам нацистов захватить почти неповреждённые самолёты. Под руководством спасателей группа американцев несколько часов пробиралась по колено в снегу – через лабиринт зигзагообразных расселин – прежде чем, наконец, достичь края океана. Спасённые пилоты решили поспать в ожидании катера береговой охраны, который должен был прибыть позже в тот же день. Оказавшись на борту, они приняли душ, получили сухую одежду и горячую еду. Они пережили аварийную посадку и несколько дней провели на пустынном ледяном щите, не получив ни единой травмы.

Союзники были вынуждены оставить повреждённые самолёты, не имея возможности забрать их. P-38 был быстрым, мощным самолётом, который считался одним из самых ценных истребителей союзников в войне, а гигантские летающие крепости B-17 приносили пользу в боевых действиях в Европе. Но какими бы ценными ни были самолёты, ограниченные ресурсы не позволяли вернуться за ними. Со временем они стали известны как «Потерянная эскадрилья».

В годы, последовавшие за Второй мировой войной, самолёты Р-38 и в-17 устарели и были списаны, многие из них были переплавлены на металлолом. Но брошенные самолёты «Потерянной эскадрильи» не были забыты, и в период между 1977 и 1990 годами одиннадцать различных команд пытались найти и вернуть их. Считалось, что их найдут в идеальном состоянии, скорее всего, похороненными вблизи поверхности и относительно неповреждёнными. Однако суровая окружающая среда делала любые поиски трудной задачей. Магнитометры и небольшие радары ничего не обнаружили в зоне поиска.

В 1988 году два исследователя, спонсируемые Обществом экспедиций в Гренландию, наконец, нашли зацепку. Патрик Эппс и Ричард Тейлор возглавили экспедицию, которая использовала пар, чтобы проделать дыру во льду и найти части самолёта, погребённого под гренландским льдом. Двое мужчин обнаружили, что за сорок шесть лет, прошедших с момента аварийной посадки самолётов, над ними скопилось поразительное количество льда толщиной 80 метров, а дрейфующий ледник унёс их на 5 километров от первоначального места.

Учитывая эти условия, первоначальный план экспедиции, который заключался в том, чтобы выкопать или взорвать самолёты, провалился. Однако команда не отказалась от своих усилий, и в 1990 году она вернулась с хитроумным устройством под названием Super Gopher. Этот цилиндр высотой 1,5 метра и диаметром 1,2 метра имел конусообразный наконечник с горячей водой. Тепло плавило лёд со скоростью около 60 см в час; насос выталкивал полученную воду на поверхность. Устройство медленно проделывало углубление во льду, погружаясь всё глубже и глубже, пока, наконец, не наткнулось на что-то твёрдое: крыло B-17.

Super Gopher

Рабочий спустился в отверстие, где он использовал шланг с горячей водой, чтобы расплавить лёд, образовавшийся вокруг самолёта. Воду выкачивали на поверхность по мере таяния льда, и каркас бомбардировщика постепенно обнажался. Вскоре стало ясно, что B-17 был сильно повреждён, и спасти его было уже невозможно. Разочарованные Эппс и Тейлор бросили свои попытки и вернулись домой.

Успокоившись немного, мужчины решили ещё раз обдумать ситуацию. Они решили, что более прочные P-38, вероятно, будут в гораздо лучшем состоянии, чем B-17. Они запланировали экспедицию, чтобы найти и извлечь один из неповреждённых истребителей.

Два года спустя команда снова отправилась в то место. Super Gopher потребовалось полтора месяца, чтобы добраться до «сокровища». Команде потребовалось около 25 минут, чтобы спуститься вниз, где они расплавили пятидесятилетний лед с помощью сжатого пара. Ещё немного усилий, и вскоре стал виднеться P-38. Как и ожидалось, самолёт находился в гораздо лучшем состоянии, чем В-17.

Команда техников спустилась в ледяную пещеру, чтобы начать процесс разборки самолёта и переместить его на поверхность по частям. Люди обнаружили, что ледяная пещера была неудобной и опасной, с очень небольшим пространством для перемещения, постоянно капающей водой и случайными кусками льда, падающими с потолка. Несколько раз удар зубила заставлял трещины появляться на потолке пещеры, вызывая ряд напряжённых моментов. Но, в конце концов, самолёт разобрали на детали, каждую из которых занесли в каталог.

Последняя деталь – центральная секция весом 2,7 тонны – оказалась самой сложной; потребовалось расширить шахту и использовать специальный подъёмник с ручным управлением. Прошло два полных дня, прежде чем последнюю деталь, наконец, подняли на поверхность. Спустя почти пятьдесят лет пилот Брэд Макманус стоял среди разобранных частей P-38. Именно этим самолётом управлял его покойный друг Гарри Смит.

Как только все детали были отправлены в Соединённые Штаты и собраны воедино, начался процесс реставрации. Годы, проведённые подо льдом, причинили много вреда, но большая часть оборудования всё же подлежала восстановлению. Те части, которые были слишком повреждены, выступили в роли шаблонов для изготовления запасных частей. Куча обломков, которая постепенно снова стала напоминать самолёт, получила ласковое прозвище Glacier Girl – «Ледяная девушка». Многие частные лица и организации пожертвовали время и материалы для исторического проекта, и за девять лет останки превратились в красивый функционирующий самолёт. Он снова поднялся в небо 26 октября 2002 года; за полётом наблюдали более 20 000 человек.

Сегодня из 10 тысяч P-38 Lightning, выпущенных в 1940-х годах, осталось всего шесть исправных. Что касается «Ледяной девушки», то в настоящее время она хранится в Музее «Потерянной эскадрильи» в Мидлсборо (штат Кентукки). Несмотря на то, что она находится в хорошем состоянии, в настоящее время её не планируют возвращать в воздух в ближайшее время.

Полёт «Ледяной девушки»

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net – по материалам сайта damninteresting.com

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded