vitkvv2017

Category:

За кадром «Острова сокровищ»: Какие сцены пришлось вырезать из фильма

Кадры из фильма *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru, fishki.net
Роман Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» не раз становился материалом для создания мультфильмов и экранизаций, и советская киноверсия 1982 г. стала одной из лучших, самых полных и самых точных. Этот фильм пользовался одинаковой популярностью и у взрослых, и у детей, а ведь первая его версия, по мнению цензоров, получилась совсем не детской, и многие фрагменты пришлось вырезать при монтаже.


Режиссер Владимир Воробьев | Фото: kino-teatr.ru
Режиссером фильма был Владимир Воробьев – главный режиссер Ленинградского театра музыкальной комедии, известный по театральным постановкам мюзиклов и по киноработам в том же жанре – «Свадьба Кречинского» и «Труффальдино из Бергамо». Изначально «Остров сокровищ» тоже задумывался как музыкально-танцевальный фильм, но позже режиссер отказался от этой идеи и решил снять трюковое приключенческое кино, рассчитанное на детско-юношескую аудиторию.

Владимир Воробьев в фильме *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
По словам режиссера, роман Стивенсона был особенно дорог ему с самого детства: «Идею рассказать с киноэкрана о судьбе мальчишки, главного героя нашего фильма Джима Хокинса, признаюсь честно, я вынашивал с самого детства, с того момента, когда прочитал этот увлекательный роман. В пору военного лихолетья, когда Ленинград был в тисках блокады, а я, семилетний мальчуган, стоял рядом со своим дедом у токарного станка на Кировском заводе, в минуты отдыха, жертвуя сном, упивался историей, рассказанной Стивенсоном. Книжку эту, подаренную отцом, погибшим в первые дни войны, я храню до сих пор».

Кадр из фильма *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Владимир Воробьев в фильме *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Съемки фильма проходили в Ленинграде и его окрестностях и в Крыму, в Новом Свете. Работа над 4 сериями завершилась в рекордные для такого проекта сроки – всего за 9 месяцев. При этом Владимир Воробьев выступил не только в качестве режиссера: он вместе с сыном сыграл эпизодические роли пирата Джорджа Мэрри и «пастора» Дика Джонсона, сам исполнил песню, звучавшую во время титров фильма, выполнял каскадерские трюки и даже иногда подменял оператора. В одной из сцен, которую нужно было снимать в раскачивающейся на волнах лодке, да еще и под «обстрелом» пиратов, оператор отказался работать из-за опасений свалиться за борт вместе с дорогостоящей аппаратурой. И тогда режиссер отснял этот эпизод самостоятельно, подменив оператора в этих экстремальных условиях.

Кадр из фильма *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Владимир Воробьев в фильме *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kinoistoria.ru
Сложности возникли и во время съемок на палубе «Эспаньолы», «роль» которой исполнила учебная шхуна «Кодор» из Ленинградской мореходного училища, курсанты которого снялись в массовке в образах пиратов. Дело в том, что на шхуне было навигационное оборудование, которое не должно было попасть в кадр, но при этом нужно было отснять сцену, где Джим Хокинс управляет плывущим кораблем. Для этого из рулевой рубки вынули «колесо» штурвала и поставили его на палубу. В итоге в кадре юный актер Федор Стуков крутил ни к чему не прикрепленный штурвал, а в это время настоящий капитан управлял шхуной с помощью разводного ключа. Позже тот же «Кодор» стал «Дунканом» в фильме «В поисках капитана Гранта».

Кадр из фильма *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Федор Стуков в фильме *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kinoistoria.ru
На съемках фильма работала большая команда каскадеров во главе со знаменитым постановщиком трюков во многих советских фильмах Николаем Ващилиным. Об этих съемках в своей книге «Откровения каскадера» он писал: «Вечером мы собирались в холле коттеджа Воробьёва и начинали репетировать, мечтать и придумывать. После долгих обсуждений пришли к решению снимать трюки в стиле цирковой клоунады, детской гиперболы, утрирующей действительность и, делая действия невероятными и даже нереальными. В этом ключе сняли встречу Чёрного Пса и мальчишки Хокинса у лодки на берегу. В руках у Караченцова появилась зловещая и всемогущая петля, со свистом поймавшая беглеца за ногу на большом расстоянии… Приём штурма стены с шестом выглядел так эффектно, что Владимир Воробьёв пожелал выполнить этот трюк сам. И хотя ему не хватило храбрости упереться ногами в край крыши, когда ребята толкали его сзади на шесте и он повис на животе, а потом вскарабкался – смотрелось это лихо». К сожалению, некоторых сцен, которые каскадеры репетировали неделями, зрители так и не увидели.

Актер Владислав Стржельчик с группой каскадёров Николая Ващилина. Судак, 1982 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Кадр из фильма *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Фильм должен был состоять из 4-х серий, по 55 минут каждая. Но когда весь материал был уже отснят и смонтирован, цензоры дважды подвергли его сокращениям. Они потребовали вырезать те эпизоды, где пираты дрались с особой жестокостью, играли в азартные игры и пьянствовали. Хотя в начале 1980-х гг. требования цензуры уже были не такими жесткими, как в 1960-1970-х гг., в фильме, рассчитанном на детско-юношескую аудиторию, это казалось недопустимым.

Олег Борисов и Федор Стуков на съемках фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com

Олег Борисов в фильме *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kinoistoria.ru
Зрители не увидели обезображенное лицо слепого Пью, когда у него вместо глаза торчала пробка, сцену лечебного кровопускания, пьяного дебоша Билли Бонса, Джима с бутылкой бренди и пистолетом в руках, рассуждения о Библии, многочисленные сцены с карточной игрой и т.д. Не прошедших цензуру эпизодов, которые могли бы напугать детей или попросту не соответствовали идеологическим соображениям, оказалось так много, что в итоге вместо 4-х серий получилось 3. К сожалению, многие авторские задумки из-за этого так и не дошли до зрителя.

Актеры на съемках фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com

Кадр из фильма *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Хотя в результате четверть отснятого материала не попала на экраны, режиссер считал «Остров сокровищ» одной из лучших и самых любимых своих работ. «Честно говоря, из всего, что я создал в кино, «Остров сокровищ» я выделяю особо, отношусь к нему с особенной теплотой. Каждый герой его – мой любимый герой, они возвращают меня в детство», – признавался Владимир Воробьев.

Виктор Костецкий в фильме *Остров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

promo vitkvv2017 september 8, 07:00 36
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded