vitkvv2017

Categories:

«Паранормальные явления» — египетский хит Netflix: мрачная ирония, проклятия фараонов и суккуб

«Паранормальные явления» – шестисерийный мистический сериал, который вышел на Netflix 5 ноября. От любых других проектов (в том числе и под таким «редким» названием) его отличает необычный сеттинг. Действие происходит в Египте конца 1960-х. Президент Насер не смог сохранить под своим контролем Объединенную Арабскую Республику, старинные дома соседствуют с неоновыми вывесками отелей, а законченный пессимист и циник — доктор Рефат Исмаил встречает сорокалетие с таким же стоическим безразличием, как и любое другое событие своей жизни. 

Первая особенность «Паранормальных явлений» – герой-мизантроп. 

Рефат в исполнении Ахмеда Амина – главное достоинство сериала. В последние годы силу набрал тренд на сверхъестественные истории о смышленых подростках (хедлайнером этого направления, конечно, выступили «Очень странные дела»). До этого с проклятиями и темной магией справлялись мужественные воплощения Джеймса Бонда, сменившие смокинг на пробковый шлем (папу Индианы Джонса неслучайно играл Шон Коннери). «Паранормальные явления» не относятся ни к той, ни к другой категории – здесь сюжет закручен вокруг рационального мизантропа, который ко всему относится с сарказмом и мрачной иронией – от принудительной помолвки с протеже своей властной сестры до фатального невезения в любых бытовых мелочах.   

Он практически облысел, безостановочно курит, сутулится и бродит по университетским коридорам как человек, который давно ничего не ждет от жизни. В общем, совсем не подходит на роль героя. Ко всему прочему, он категорически отрицает существование сверхъестественного, даже когда сталкивается с ним лицом к лицу. Десятая чашка кофе за неделю опрокинулась сама по себе, когда никого даже не было рядом? Люстра упала в пустой квартире, как только он открыл дверь? Зловещий силуэт тенью маячит на стене в освещенной только луной спальне? Рефат предпочитает объяснять все эти странности с помощью собственных каламбуров, составленных по аналогии с законом военного инженера Эдварда А. Мерфи: все, что может пойти не так, обязательно пойдет не так. 

Лучшей новостью и одновременно главной проблемой Рефата в день рождения становится появление любви всей его жизни и бывшей однокурсницы Мэгги, которая неожиданно прилетает в Египет из Шотландии по научному гранту. Грустный доктор настолько счастлив ее приезду, что приглашает на неловкий праздничный ужин с родственниками: приехавшим из деревни братом, заменившей ему маму сестрой и той самой невестой Ховайдой, которая идеальна всем, кроме того, что Рефат не хочет на ней жениться. С этого самого ужина в жизни героя и его друзей начинается череда безумных приключений, а скептицизм и здравомыслие больше не помогают. 

Сам доктор, его племянник, а чуть позже и остальные члены семьи все чаще видят призрак маленькой девочки по имени Шираз из детства Рефата. Доктор пытается выяснить, что происходит, и спасти родных от смертельной опасности, но в то же время сохранить понятный и простой мир научных законов, который он для себя выстроил. Это становится все сложнее – количество паранормальных явлений в его жизни превосходит любые разумные пределы, и скоро зловещая малышка в белом платье становится далеко не единственной угрозой. 

Сериал одновременно напоминает рассказы Борхеса и приключения Скуби-Ду.  

Мы привыкли, что любые сверхъестественные сюжеты вырастают либо из готической литературы, либо из художественных переосмыслений христианства: о призраках писали еще Оскар Уайльд и М.Р. Джеймс, Брэм Стокер открыл миру «Дракулу», а католические священники ассоциируются не только с громкими делами о растлениях, но и с экзорцизмом. Однако твари из других миров не менее гармонично – зато более оригинально – смотрятся в стареньких каирских кварталах, египетских деревнях и ливийских пустынях. Местный фольклор очень кинематографичен – первым это доказал в 1932-м Карл Фройнд своей «Мумией», за которым последовал перезапустивший франшизу в формате приключенческого комедийного боевика Стивен Соммерс.

«Мумия» (1999)
«Мумия» (1999)

«Мумия» (1999)

В «Паранормальных явлениях» тоже появляется злобная мумия, движимая несчастной любовью и жаждой мести, но создатели не зацикливаются на одной линии. История с призраком Шираз проходит лейтмотивом через весь сезон, но параллельно почти каждый эпизод раскрывает отдельную тему из восточной мифологии. Например, в сериале появляется суккуб. Только здесь он скорее не демон похоти и разврата, а вариация мары – демона, сдавливающего грудь человека во время сна (именно так суеверные египтяне объясняют сонный паралич). Эта сущность вызывает кошмары, последствия которых влияют на реальность. Другой противник Рефата – наяда (что-то вроде нимфы или русалки), которая зовет мужчин из водоемов и сводит их с ума. 

При таком разнообразии антагонистов единственным недостатком может стать отсутствие самих ужасов. Несмотря на пугающие сюжеты и образы, сериал никогда откровенно не пугает: приключенческая составляющая затмевает хоррор. Даже в самых трагичных моментах драма преобладает над гнетущей атмосферой, а скримеры распределены достаточно равномерно, чтобы история не казалась обычным ужастиком со скримерами. «Паранормальные явления» можно воспринимать по-разному: как классическую историю об обычном человеке в необычных обстоятельствах, мелодраму о зануде с добрым сердцем или переосмысление мистических сюжетов в арабском антураже. 

В рамках оппозиции загадочного Востока и прагматичного Запада Рефат предстает человеком науки, но постепенно убеждается, что его законы объясняют далеко не все. Его преображение – это еще и история о возвращении к корням, единении с собой. Пытливые сценаристы словно спрашивают Рефата: кто ты без своего поношенного костюма, неизменного блокнота и постоянного стремления подогнать любое событие под свою картину мира? Ответ на этот вопрос заставляет ученого поменять основной закон – о том, что сверхъестественного не существует. 

Вечно усталый и недовольный доктор обеспечивает идеальный баланс комедии и драмы: с одной стороны, очень смешно, когда на измученного нелепым любовным треугольником и долгим рабочим днем в университете профессора сваливается еще и проклятие фараона, с другой – грустно, потому что сверхъестественное проникает в личную жизнь Рефата и угрожает изменить его реальность до неузнаваемости. 

Впрочем, если у вас нет настроения интерпретировать философские и культурные мотивы арабской сказки, она подстроится: сериал смотрится легко, как египетская адаптация комиксов о Скуби-Ду. Герои так же носятся по пустыням, болотам и заброшкам, разгадывают тайны и попадают в дурацкие ситуации. Только вместо говорящего немецкого дога здесь интроверт с сигаретой в зубах, а роли его друзей по очереди примеряют болтливый доктор, фанатичный эксперт по фараонам и харизматичный однокурсник, будто сбежавший из вампирской вселенной Тайки Вайтити. 

Первый сезон «Паранормальных явлений» слишком короток.

Шести серий по 45-55 минут маловато, чтобы полностью насладиться одновременно веселой, грустной и безумной жизнью Рефата – если к третьему эпизоду только втягиваешься в формат повествования и эстетику вселенной, то с четвертой события развиваются молниеносно и приближают к развязке семимильными шагами. Правда, этот недостаток легко исправить: сериал снят по серии книг необычайно плодовитого фантаста Ахмеда Халеда Тауфика, который умер два года назад, но успел написать больше 80 историй о египетском гематологе. Их заголовки напоминают бестиарий Борхеса: Рефат встречается со всеми сверхъестественными существами от оборотня и медузы до ледяного человека и Минотавра. 

Остается надеяться, что Netflix не забросит сериал, как многие другие потенциальные хиты. Одного сезона слишком мало, чтобы полностью раскрыть потенциал такой масштабной приключенческой саги, а бинджвотчить драйвовые сказки о паранормальном Востоке намного интереснее, чем зевать под очередную вариацию «Изгоняющего дьявола».

Василий Легейдо

promo vitkvv2017 september 8, 07:00 42
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →