vitkvv2017

Categories:

20+ фактов о легендарной Фаине Раневской, которая за иронией и сарказмом скрывала чувство глубокого

В 1896 году на свет появилась Фаина Георгиевна Раневская. Жизнь этой великолепной актрисы была непростой, но богатой на яркие встречи, роли и события. Ее афоризмы и реплики из фильмов давно ушли в народ и цитируются до сих пор, при этом ей ни разу не предложили сыграть главную роль в фильме.

© wikipedia

Фаина (слева) с гувернанткой, сестрой Беллой и братом Яковом. 1900 год.

Будущая актриса родилась в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Ее отец был хозяином фабрики красок и магазина стройматериалов, а также владел пароходом и несколькими домами. У девочки было 3 брата и младшая сестра Белла.

  • Настоящее имя актрисы — Фанни Гиршевна Фельдман, а свой псевдоним она взяла в честь героини пьесы Чехова «Вишневый сад» Любови Раневской. Якобы однажды Фаина получила в банке крупную сумму денег, но порыв ветра вырвал их из ее рук. Глядя на улетающие купюры, актриса сказала: «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» Тогда ее коллега, который был рядом с ней, воскликнул: «Да ведь вы Раневская! Только она могла так сказать». Так Фаина Фельдман стала Раневской. А вот близкие друзья называли ее Фуфой.
  • Также интересный факт связан с отчеством артистки. Ее отца звали Гирш, а в документах было написано Фаина Григорьевна. При этом в жизни ее называли Фаиной Георгиевной. На вопрос, почему так случилось, Раневская отвечала: «Вот уж никогда не задумывалась над этим! Называют и называют — какая разница как! Может, мне хотят польстить? Ведь Гришка — Отрепьев, а Георгий — Победоносец!»

© wikipedia

  • Сначала Фанни отдали в элитную женскую гимназию. Однако ей там совсем не нравилось. Дело в том, что она была скромным и очень застенчивым ребенком, к тому же девочка заикалась, ей было некомфортно со сверстниками. Фанни постоянно упрашивала родных: «Пожалейте человека, возьмите меня из гимназии!» В конечном итоге ее перевели на домашнее обучение, и она получила стандартное образование для девочки из богатой семьи: училась музыке, пению, иностранным языкам и много читала.
  • В подростковом возрасте Фанни всерьез заинтересовалась театром и кинематографом. Она объявила родителям, что будет учиться на профессиональную актрису, и это стало причиной разрыва ее отношений с отцом — он долгие годы не мог принять выбор дочери.
  • Сегодня в это трудно поверить, но изначально Фаина не прошла конкурс ни в одну из театральных школ — «по неспособности». В итоге девушка смогла посещать занятия лишь в частной театральной студии, которую она окончила в 18 лет.

© East News

  • В 19 лет Фанни уехала в Москву. Поскольку отец не дал дочери ни копейки, а мама смогла выделить только крошечную сумму, будущая актриса поселилась в маленькой комнатушке на Большой Никитской. Несмотря на финансовые проблемы, она была по-настоящему счастлива, и именно в те годы познакомилась с такими легендарными личностями, как Цветаева, Мандельштам, Ахматова, Маяковский. К тому времени вся ее семья покинула Россию и переехала в Прагу.
  • В 1915 году Фаина наконец-то нашла себе работу в качестве актрисы, правда, не в Москве, а в Керчи. На актерской бирже она подписала контракт на работу в местной труппе — актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».
  • Надо сказать, что в молодости у девушки была очень яркая внешность: рост 180 см, густые темные волосы, пронзительный взгляд и горделивая осанка. Отчасти поэтому она успела поработать во многих театральных труппах — от Феодосии до Ростова-на-Дону.

© wikipedia

  • В конечном итоге после многочисленных переездов актриса все-таки осела в Москве и стала служить в театре им. Моссовета. Правда, пребывание в этом театре сопровождалось частыми конфликтами и даже скандалами с главным режиссером. Дело в том, что у Раневской было свое видение игры и свой творческий метод. Так, получив эпизодическую роль в спектакле «Шторм», актриса полностью изменила ее и сыграла на свой лад. Конечно, режиссер был не в восторге от взбалмошного характера актрисы. Тем не менее в этом театре она играла 25 лет.

© Человек в футляре / Советская Белорусь

  • Потом Раневская перешла служить в театр им. А. С. Пушкина. Там она познакомилась с начинающим актером Владимиром Высоцким. Фаина Георгиевна сразу же прониклась к нему особой симпатией и взяла под свою опеку. Однажды она даже спасла его карьеру: Высоцкий немного загулял и не появлялся в театре несколько недель, а Фаина Георгиевна каким-то чудом сумела убедить руководство не увольнять молодого артиста.
  • В кино Раневская появлялась не очень часто. Она любила повторять фразу: «Деньги съедены, а позор остался». А еще говорила: «Сняться в плохом кино то же самое, что плюнуть в вечность: не сотрешь». Впервые публика увидела Фаину Георгиевну на экране в роли колоритной госпожи Луазо в драме «Пышка» в 1934 году.

© Пышка / Москинокомбинат

  • Потом последовали сразу 3 небольшие, но очень запоминающиеся роли в картинах «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина» и, конечно, в «Подкидыше». После этой роли ее стали узнавать на улицах, а крылатая фраза «Муля, не нервируй меня» преследовала актрису на протяжении всей жизни.
  • Когда высокопоставленный чиновник на вручении премии вместо приветствия сказал Раневской: «А вот идет наша Муля — не-нервируй-меня!», она ответила: «Так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!» Тогда генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».

© Подкидыш / Мосфильм

  • В конце 40-х фильмография актрисы пополнилась комедией «Весна», в которой Раневская произнесла еще одну культовую фразу: «Да... Красота — это страшная сила»
  • В фильме произнесла, но цитата из стихотворения Дурнушка (Семен Надсон) / Стихи.ру
  • И в этом же году она сыграла неподражаемую мачеху в сказке «Золушка». Причем сценарист картины Евгений Шварц дал Фаине полный карт-бланш и позволил ей дописывать реплики и играть так, как ей захочется.
  • Сама Раневская вспоминала об этом так: «Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!»

© Золушка / Ленфильм

  • Также Раневская принимала участие в озвучивании мультфильмов. Ее голосом говорит знаменитая «домомучительница» Фрекен Бок в мультике «Карлсон вернулся». Говорят, что изначально актриса не хотела браться за эту работу, считая персонажа неприятным и некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок точно понравится детям. Так и вышло.
  • Последним появлением Фаины Георгиевны в кино стала роль директора цирка в ленте 1966 года «Сегодня — новый аттракцион». Тогда актрисе было 70 лет.

© Сегодня — новый аттракцион / Ленфильм

  • За свою почти 60-летнюю творческую карьеру Фаина Раневская сыграла несколько десятков ролей на сцене и более 20 в кино. Актриса получила звание народной артистки и ушла со сцены и с экранов в возрасте 86 лет.
  • Один из биографов Фаины Георгиевны писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя ее не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“».

© Весна / Мосфильм

  • А вот личная жизнь звезды оказалась несчастной. Она ни разу не была замужем, так как в юности пережила травму. Девушка влюбилась в коллегу-актера и пригласила его в гости. Он пришел с другой дамой и попросил Фаину выйти погулять. С тех пор Раневская старалась избегать отношений, которые могли причинить ей боль.
  • В пожилом возрасте, глядя на цветы от поклонников, она часто говорила: «Как много любви, а в аптеку сходить некому».

© Золушка / Ленфильм

  • В какой-то момент, чтобы не чувствовать себя совсем одинокой, Раневская переехала к своей давней приятельнице, актрисе Павле Вульф. Женщины дружили с молодости, и Фаина искренне считала внука Павлы своим. Правда, она не смогла долго жить в чужом доме и вернулась в свою квартиру.
  • Кстати, окна ее квартиры выходили во внутренний дворик, откуда был виден кинотеатр «Иллюзион», а рядом разгружали фургоны с хлебом. Так что Раневская остроумно замечала, что «живет над хлебом и зрелищем».
  • Вообще чувство юмора было спасательным кругом для актрисы и ее визитной карточкой. Ей приписывали авторство множества фраз и афоризмов, правда, не всегда можно сказать достоверно, говорила их Раневская или нет. Зато актриса Ольга Аросева вспоминала такой эпизод: однажды, будучи уже пожилой, Раневская упала на тротуаре. Но она не растерялась и своим неповторимым голосом воскликнула: «Поднимите меня! Народные артистки на дороге не валяются».

© INPLUS / East News 

  • В последние годы жизнь актрисы скрашивал преданный друг — пес по имени Мальчик. Эту беспородную собаку с толстым животом и облезлым хвостом Раневская подобрала на улице, и с тех пор не чаяла души в своем питомце. А он отвечал ей тем же — иногда Фаина Георгиевна даже брала его с собой на репетиции, потому что дома он очень скучал и скулил. Мальчик пережил свою хозяйку на 6 лет — после смерти актрисы его забрала к себе ее близкая приятельница.
  • У Фаины Георгиевны было слабое здоровье — она часто лежала в больницах и ходила по врачам. Но и здесь актрису не покидало чувство юмора и самоиронии. На вопрос «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» она отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».

© INPLUS / East News

  • Великая актриса скончалась в июле 1984 года от инфаркта, отягощенного пневмонией. Фаине Раневской было 88 лет. На ее надгробии установлена фигурка ее верного спутника — Мальчика.
  • Сегодня многие актеры считают Фаину Георгиевну Раневскую одной из величайших актрис XX века. В прошлом году в Петербурге был установлен памятник в ее часть. На гранитном постаменте выгравирована одна из ее крылатых фраз: «Все сбудется, стоит только расхотеть».

© East News

promo vitkvv2017 сентябрь 8, 07:00 42
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded