vitkvv2017

Category:

Детективы, вампиры и легкая готика: 10 хороших шведских хорроров

Time Out вспоминает десять выдающихся хорроров, которые пришли к нам из Швеции — как относительно известных, так и тех, про которые вы вряд ли слышали.

Возница (1920, реж. Виктор Шестрем)

Начать разговор о шведских хоррорах нельзя без упоминания великого шедевра немого кинематографа, который снял любимый режиссер Ингмара Бергмана, звезда «Земляничной поляны» Виктор Шестрем. В Швеции действительно существует легенда о том, что последний умерший под праздник Нового Года человек становится Призрачным возницей, который после смерти вынужден подвозить души умерших до того света. Таковым и становится Георг — ему суждено встретить своего друга Хольма, главного героя фильма, убитого в пьяной драке. Это не только действительно страшный фильм, но и мощная философская притча о том, как окружение влияет на человека.

Впусти меня (2008, реж. Томас Альфредссон)

Забавно, что этот фильм вышел в один год с «Сумерками» — фильмом, который демаргинализировал вампиров в поп-культуре, превратив их из властителей ночи в слащавых подростков, одержимых проблемами полового созревания. «Впусти меня» — тоже про подростков и подростковую любовь и тоже про вампиров. Но фильм Альфредссона совершенно иной: это неоготическая жуткая история отношений между парнем-аутсайдером и странной девушкой, которая совсем не так проста, какой кажется на первый взгляд.

В лесу (2016, реж. Жиль Маршан)

Как и недавнее «Солнцестояние», фильм фестивального режиссера Жиля Маршана снят в копродукции со Швецией, но национальный колорит играет здесь крайне важную роль. Два мальчика едут на встречу с отцом, которого они давно не видели, но встреча не приносит должной радости: младший Том уверен, что с родителем что-то не так, а сам папа уверен, что мальчик может видеть то, чего не видят другие. Как и всякий фестивальный хоррор, «В лесу» не предлагает скримеров, нагнетания страха жуткими звуками и прочих приемов. Вместо этого он воссоздает на экране ужас одиночества двух детей, которые сталкиваются с тем, чего доселе еще не видели.

Круг (2015, реж. Леван Аркин)

Как и «Впусти меня», картина Аркина является экранизацией — в основу лег одноименный фэнтезийный роман Матса Страндберга. Но стоит выбросить из головы привычные клише в виде эльфов, фей и могущественных заклинаний — это магический мир совсем иного толка. Несколько девушек-школьниц обнаруживают в себе сверхъестественные силы, когда над их школой повисает кроваво-красная луна, а загадочные силы расправляются с их подругой и грозят всем людям на планете. «Круг» можно назвать, пожалуй, легкой версией мрачной готической саги, но он достойно передает главное — атмосферу битвы добра с абсолютным злом.

30 дней до рассвета (2006, реж. Андерс Банке)

Российские кинематографисты не первый раз сотрудничают со скандинавскими, в том числе на почве фильмов ужасов — можно вспомнить, например, русско-финский «Шоппинг-тур». Комедийный хоррор «30 дней до рассвета» снял будущий режиссер российского «Чернобыля», и на момент выхода фильм оценили не слишком высоко. Но это была отличная пародия на вампирские ужастики: группа озабоченных подростков, объевшись загадочных красных таблеток на вечеринке, превращается в кровожадных монстров, охотящихся на Сагу — новенькую в компании девочку, которая отказалась от употребления сомнительных веществ.

Алена (2015, реж. Даниэль ди Градо)

Не совсем фильм ужасов, скорее триллер, но пугающих моментов в нем предостаточно. Кстати, тоже про школу: в элитном пансионе запуганную девушку травят одноклассницы . Когда Алена встречает Йозефину, между ними возникает дружба, которая очень скоро перерастает в любовные отношения. Йозефина готова на все ради своей любимой — даже на преступления. Несложно догадаться, что будет центральным «ужасом» этого фильма, но оттого не менее жутко смотреть, как невинные с виду девочки-подростки на глазах зрителя превращаются в жестоких исчадий ада.

Американский бургер (2014, реж. Йонатан Бромандер и Бонита Дрэйк)

Уже по названию очевидно, что серьезными ужасами в этом фильме не пахнет. Так и есть — это скорее очень черная комедия с незатейливым сюжетом в духе классических слэшеров. Группа американских студентов приезжают в Швецию и попадают на завод, где производят «100% американские бургеры». Понятно, из чего здесь делают мясные котлеты — и в итоге начинается почти что «Крик» или даже «Техасская резня бензопилой», но в несколько комедийном антураже. Напугать этот фильм вряд ли сможет (разве что красочным изображением насилия), а вот повеселить должен изрядно — в том числе пародиями на разнообразные американские клише про Европу.

Без света (2013, реж. Дэвид Ф. Сандберг)

До того, как снять жизнерадостный «Шазам!», Сандберг промышлял хоррорами, и прославил его именно этот фильм. Хронометраж картины всего три минуты, но она пугает так, как не смог напугать полнометражный дебют режиссера «И гаснет свет…», основанный на этой короткометражке. Все просто: женщина у себя дома выключает свет и видит в темноте жуткий силуэт. Включает свет — силуэта нет, снова выключает — силуэта нет. Но ведь он только что был… Куда он делся? Обычно такие фильмы пугают на манер классических детских страшилок — но, поверьте, эта страшилка напугает даже взрослого человека.

Гипнотизер (2012, реж. Лассе Хальстрем)

Между фирменными слезоточивыми фильмами («Дорогой Джон», «Хатико», «Собачья жизнь»), снятыми в США, Хальстрем успел съездить на родину и снять мрачный скандинавский нуар о гипнотизере, который забирается в голову маленького мальчика, оставшегося в живых после жестокой расправы маньяка над его семьей. Шведские детективные триллеры порой оказываются не менее жуткими, чем традиционные хорроры — достаточно вспомнить инфернальную трилогию «Миллениум».

Мертвая зыбь (2013, реж. Даниэль Андерссон)

Еще одна экранизация шведского детективного бестселлера — на этот раз Юхана Теорина, который также прославился книгой «Ночной шторм». В «Мертвой зыби» женщина, двадцать лет назад потерявшая сына, получает известие, что на отдаленном острове могли видеть предполагаемого похитителя и убийцу мальчика, который уже давно должен быть мертв. Расследование приводит героиню к истинному злу в человеческом обличье, которое пугает похлеще, чем вампиры и оборотни.

promo vitkvv2017 september 8, 07:00 42
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →