vitkvv2017

Category:

Об обладателе четырёх «Оскаров»

Дмитрий Тёмкин написал музыку более чем к сотне фильмов, он работал с лучшими режиссерами Голливуда, среди которых были Альфред Хичкок, Говард Хоукс, Фрэнк Капра, Джордж Стивенс и многие другие.

Его знаменитую песню Wild Is The Wind, написанную еще в 1957 году, исполняли Нина Симон, Дэвид Боуи и Барбара Стрейзанд.

Кроме множества прочих призов и званий Дмитрий Тёмкин дважды награждался французским Орденом почётного легиона (как кавалер и как офицер), а также испанским Крестом кавалера Ордена Изабеллы Католической.

21 сентября 1993 года Почтовая Служба США выпустила в свет серию марок «Легенды Американской Музыки», посвященную шести выдающимся композиторам Голливуда. На одной из них был изображен Дмитрий Тёмкин.

Дмитрий Зиновьевич Тёмкин родился в еврейской семье 10 мая 1894 года в городе Кременчуг Полтавской губернии (интересно, что в паспорте Тёмкина позднее было указан 1899 год рождения).

Его отец Зиновий Ионович Тёмкин работал врачом, а мать Мария Давидовна Тартаковская занималась преподаванием игры на фортепиано.

Начальное образование юный Дмитрий получил у своей матери. Уже в тринадцать лет Дмитрий Тёмкин стал учеником Петербургской консерватории, где обучался по классу фортепьяно у Феликса Блуменфельда и Изабеллы Венгеровой, а по классу композиции, гармонии и контрапункта у Александра Глазунова.

Спустя несколько лет Тёмкин начал сам зарабатывать себе на жизнь. Он аккомпанировал знаменитой балерина Тамаре Карсавиной и легендарному актеру французских комедий Максу Линдеру во время его гастролей в Санкт-Петербурге. Тёмкин также подрабатывал игрой на рояле, озвучивая немые ленты в кинотеатрах Петербурга.

Отец Дм. Тёмкина — Зиновий

Свободное время молодой музыкант любил проводить в артистическом кафе «Бродячая собака», это заведение было популярным местом среди питерской богемы. Славу арт-подвалу составили его посетители, среди которых были Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Хлебников, Маяковский, Мейерхольд и многие другие. Именно здесь Дмитрий Тёмкин подружился с Сергеем Прокофьевым и знаменитым хореографом Михаилом Фокиным.

В этом же кафе Тёмкин впервые услышал американскую музыку — «Alexander’s Ragtime Band» Ирвинга Берлина.

Период жизни Темкина в Санкт-Петербурге совпал с такими политическими событиями как свержение царя, революция и образование Советской России. После 1917 года он был организатором грандиозных музыкальных действ нового времени.

Художник Юрий Анненков так вспоминал о работе над «Взятием Зимнего дворца» (с тысячами исполнителей, включая 500 музыкантов и балетную труппу числом 125 человек): «Организатором этого спектакля был очень талантливый пианист и композитор, мой друг, юный Дмитрий Тёмкин. Его творческая и организаторская энергия была неисчерпаемой и чрезвычайно продуктивной, воодушевляющей всех создателей и участников спектакля». Очевидно, он принимал участие в музыкальном оформлении повторной постановки «Штурм Зимнего дворца» 1920 г. В этой масштабной инсценировке принимали участие тысячи исполнителей, среди которых было 500 музыкантов и 125 балетных танцовщиков.

После событий «красного террора», которые странным образом затронули молодого музыканта, а также предчувствуя печальную судьбу музыки в Советской России, Темкин решил уехать в Германию, где его отец жил в Берлине со второй женой (к счастью, Темкин хорошо владел как немецким, так и французским языком).

В Берлине Темкин брал уроки у Феруччо Бузони и его учеников Эгона Петри и Михаэля Цадоры, был концертным пианистом и писал легкую популярную и классическую музыку: этюды, фокстроты, марши и вальсы. Его выступление в Берлинской филармонии со вторым фортепианным концертом Листа в дальнейшем помог его репутации как пианиста.

По совету соседа по комнате и коллеги-пианиста Михаэля Каритона Темкин вместе с последним отправился на гастроли в Париж. Они выступали как дуэт пианистов, что было модно в то время. Российский певец Федор Шаляпин много рассказывал Темкину об Америке, о том, как хорошо платят за водевильные турне, и о спросе на гастроли европейских музыкантов. В конечном итоге, это привело к приглашению от бродвейского театрального магната Мориса Геста, еще одного русского эмигранта, принять участие в качестве фортепианного дуэта в водевильном турне.

Темкин приехал в США в 1925 г., а в начале 1927 г. он уехал в турне по стране вместе с Альбертиной Раш и её «Американским балетом». Он был музыкальным директором и аранжировщиком труппы из 30 танцовщиков.

Ритмы балета позже повлияли на чувствительность музыки Темкина к кинофильмам, ведь он представлял движения людей в кинокадре как танец на сцене. В том же году он дал сольный концерт в Карнеги-Холле, во время которого он исполнял современные произведения Александра Скрябина и Мориса Равеля, а также и свои собственные композиции перед американскими слушателями.

Темкин пришел работать в компанию Universal в 1931 г., чтобы создать «Resurrection» (Воскресение) на русскую тематику, это была его первая проба в немузыкальном кино. Осенью 1932 г. Темкин возвращается в Нью-Йорк, чтобы создать мимолетную бродвейскую постановку по пьесе Монтегю Гласса «Сдерживание расходов».

В следующем году он вернулся в Калифорнию и именно «Алиса в Стране чудес» была его первой возможностью написать и аранжировать музыкальное сопровождение и песни для значительного кинофильма. До встречи с режиссером Фрэнком Капра заказа на создание музыки к кинофильмам были эпизодическими. Они познакомились на вечеринке, впоследствии отношения переросли в дружбу.

Первым совместным опытом стал фильм «Затерянный горизонт» (Lost Horizon) (1937). Музыка к этому кинофильму прославила Темкина как крупномасштабного композитора произведений для симфонических и хоровых коллективов и была номинирована на «Оскар».

Во время второй мировой войны Капра заказал Темкину написать музыку к тренировочному и идеологическому циклу фильмов «Почему мы воюем» (Why We Fight), созданного Войсками связи. Результатом стала музыка к дюжине документальных фильмов, среди которых «Темнокожий солдат» (The Negro Soldier) (1944 г.) и «Битва при Сан-Пьетро» (The Battle of San Pietro (1945 г.)

В один из дней лета 1946 года Дмитрий Темкин предстал перед зятем президента MGM Дэвида О. Селзника, «озабоченного» музыкой к своей новой картине «Дуэль на Солнце». 6 предыдущих композиторов не устроили придирчивого продюсера, которому нужны были 11 мелодий: испанская, на ранчо, любовная и даже... мелодия оргазма.

— Оргазма? — переспросил Темкин. — Как вы ее себе представляете?

— Придумай что-нибудь, — ответил Селзник. — Долбящее...

Темкин трудился несколько недель, собрал оркестр и проиграл наброски ко всем 11 темам. Селзнику понравилось. Еще месяц Темкин колдовал над окончательным вариантом, добавив в мелодию оргазма четыре десятка барабанщиков и хор на 100 голосов. Но Селзник никак не мог успокоиться. Однажды он попросил Темкина насвистеть ему любовную тему.

— Хорошо, хорошо, — сказал продюсер, прослушав. — А теперь давай оргазм.

Когда Темкин закончил, Селзник склонил голову и печально изрек:

— Нет. Это не оргазм.

Темкин не сдавался. В музыку вплелись глубокие вздохи виолончелей и грубые рывки тромбонов, образуя ритм, который позднее композитор сравнивал со звуком «ручной пилы, яростно вгрызавшейся в дерево». Последний раз оркестр играл мелодию в студии Селзника, где на широком экране сгорали от страсти Грегори Пек и Дженифер Джонс. Любовная тема прошла замечательно, но мелодию оргазма Селзник попросил повторить сначала один раз, потом другой...

— Бросьте в меня камень, но музыка не подходит, — вынес Дэвид Селзник окончательный вердикт. — Она слишком красива.

— Что вам не подходит, мистер Селзник?! — протестовал Темкин. — Что вам не нравится?

— Да нравится мне все, нравится. Но это не оргазм, — ответил Селзник. — Эта музыка не долбит. Я так не fuck.

— Мистер Селзник! Вы fuck как вам нравится, я fuck как мне нравится, — загорелся Темкин, — но это просто fucking music!

Против такого роскошного довода придирчивый Селзник устоять не смог и включил музыкальную композицию в картину...

Дружеские отношения, которые сложились во время написания музыки для армейских фильмов, добавили работы Темкину. Он написал музыку для фильма продюсера Стенли Крамера «Итак, это Нью-Йорк» (So This Is New York) (1948 г.), «Чемпион» (Champion) (1949), «Дом храбреца» (Home of the Brave ) (1949), «Сирано де Бержерак» (Cyrano de Bergerac) (1950 г.), и «Люди» (The Men) (1950 г.).

Позже Темкин создавал песни и баллады почти к каждому фильму, музыку к которому он писал, часто сотрудничая с Недом Вашингтоном или Полем Фрэнсисом Вебстером. В список песен, номинированных на Оскар, вошли: «Я тебя люблю» (Thee I Love) из «Мирного пути», лейтмотив из «Дикого ветра», «Неожиданные пути любви» из «Молодой земли», «Зеленые листья лета» из «Аламо», главная песня из «Безжалостного города», и «Так мало времени» из «55 дней в Пекине». Его способности к написанию песен в сочетании с опытом написания музыки к фильмам создавали песенные композиции, украшавшие фильмы с драматическим сюжетом.

Мелодический дар является составной частью продолжительной жизни наследия Темкина. Он создавал музыку инстинктивно, что, возможно, помогло ему добиться успеха. Продюсер Генри Хенигсон говорил: «Он соглашался со всеми, но делал то, что считал нужным».

В 1950-х и начале 1960-х годов Темкин находился на вершине славы, получив четыре Оскара за шесть лет (1952-1958). Его слава как композитора кинофильмов была почти беспрецедентной.

Он был заявлен на два Оскара (за музыку к фильму и песню) за «Точно в полдень» (High Noon), и получил две статуэтки Оскара за «Высокий и могучий» (The High and the Mighty) и «Старик и море» (The Old Man and the Sea).

Независимая личность Темкина отразилась в его музыке и деловой жизни. В отличие от своих современников, он никогда не имел долгосрочного контракта со студией, таким образом оставаясь наиболее выдающимся независимым композитором на протяжении всего времени расцвета системы студий с 1930-х по 1950-е годы. В журнальной статье он сказал: «Если я имею успех, то все это благодаря независимому фильму». Его статус свободного агента позволял ему заключать контракты в свою пользу, что, в свою очередь, было хорошо для других композиторов. Он агрессивно боролся за музыкальные издательские права и создал собственную музыкальную издательскую компанию ASСAP, Volta Music Corporation. Он как-то сказал журналисту Дэйву Эпштейн: «Я борюсь ... всего-всего за достоинство. Не только композитора, но и всех художников, ответственных за кино ».

Счастливая жизнь Темкина в Америке закончилось в 1967 году со смертью жены, Альбертины Раш. Когда он возвращался в свой дом в Windsor Square-Hancock Park в Лос-Анджелесе после похоронной процессии, на него напали и избили грабители. Темкин выставил дом на продажу и уехал в Европу.

В 1969 году Дмитрий Тёмкин вместе с Карлом Форменом выступил в несвойственной для себя роли продюсера и помог поставить вестерн «Золото Маккены», главные роли в котором исполнили Грегори Пек и Омар Шариф.

Последней работой Тёмкина в большом кино стала музыка к биографической драме Игоря Таланкина «Чайковский», поставленной в 1969 году в СССР, главную роль в картине исполнил Иннокентий Смоктуновский. Работая над музыкой к фильму, Тёмкину впервые с 1921 года и последний раз в жизни удалось побывать на родине.

Мировая премьера фильма состоялась 18 сентября 1970 года, картина с успехом демонстрировалась во всем мире, а в 1971 году фильм «Чайковский» был номинирован на 2 премии «Оскар» — лучшая музыка (Дмитрий Тёмкин) и лучший фильм на иностранном языке.

В 1972 году Дмитрий Тёмкин женился во второй раз на англичанке Оливии Синтии Пэтс. Они имели резиденции в Лондоне и Париже, где Темкин наслаждался, играя на фортепиано классическую музыку.

Дими, как называли его друзья, умер в Лондоне 11 ноября 1979 года и был похоронен в городе Глендейл (Калифорния) на кладбище Forest Lawn Memorial Park.



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded