vitkvv2017

Category:

Об обладателе четырёх «Оскаров»

Дмитрий Тёмкин написал музыку более чем к сотне фильмов, он работал с лучшими режиссерами Голливуда, среди которых были Альфред Хичкок, Говард Хоукс, Фрэнк Капра, Джордж Стивенс и многие другие.

Его знаменитую песню Wild Is The Wind, написанную еще в 1957 году, исполняли Нина Симон, Дэвид Боуи и Барбара Стрейзанд.

Кроме множества прочих призов и званий Дмитрий Тёмкин дважды награждался французским Орденом почётного легиона (как кавалер и как офицер), а также испанским Крестом кавалера Ордена Изабеллы Католической.

21 сентября 1993 года Почтовая Служба США выпустила в свет серию марок «Легенды Американской Музыки», посвященную шести выдающимся композиторам Голливуда. На одной из них был изображен Дмитрий Тёмкин.

Дмитрий Зиновьевич Тёмкин родился в еврейской семье 10 мая 1894 года в городе Кременчуг Полтавской губернии (интересно, что в паспорте Тёмкина позднее было указан 1899 год рождения).

Его отец Зиновий Ионович Тёмкин работал врачом, а мать Мария Давидовна Тартаковская занималась преподаванием игры на фортепиано.

Начальное образование юный Дмитрий получил у своей матери. Уже в тринадцать лет Дмитрий Тёмкин стал учеником Петербургской консерватории, где обучался по классу фортепьяно у Феликса Блуменфельда и Изабеллы Венгеровой, а по классу композиции, гармонии и контрапункта у Александра Глазунова.

Спустя несколько лет Тёмкин начал сам зарабатывать себе на жизнь. Он аккомпанировал знаменитой балерина Тамаре Карсавиной и легендарному актеру французских комедий Максу Линдеру во время его гастролей в Санкт-Петербурге. Тёмкин также подрабатывал игрой на рояле, озвучивая немые ленты в кинотеатрах Петербурга.

Отец Дм. Тёмкина — Зиновий

Свободное время молодой музыкант любил проводить в артистическом кафе «Бродячая собака», это заведение было популярным местом среди питерской богемы. Славу арт-подвалу составили его посетители, среди которых были Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Хлебников, Маяковский, Мейерхольд и многие другие. Именно здесь Дмитрий Тёмкин подружился с Сергеем Прокофьевым и знаменитым хореографом Михаилом Фокиным.

В этом же кафе Тёмкин впервые услышал американскую музыку — «Alexander’s Ragtime Band» Ирвинга Берлина.

Период жизни Темкина в Санкт-Петербурге совпал с такими политическими событиями как свержение царя, революция и образование Советской России. После 1917 года он был организатором грандиозных музыкальных действ нового времени.

Художник Юрий Анненков так вспоминал о работе над «Взятием Зимнего дворца» (с тысячами исполнителей, включая 500 музыкантов и балетную труппу числом 125 человек): «Организатором этого спектакля был очень талантливый пианист и композитор, мой друг, юный Дмитрий Тёмкин. Его творческая и организаторская энергия была неисчерпаемой и чрезвычайно продуктивной, воодушевляющей всех создателей и участников спектакля». Очевидно, он принимал участие в музыкальном оформлении повторной постановки «Штурм Зимнего дворца» 1920 г. В этой масштабной инсценировке принимали участие тысячи исполнителей, среди которых было 500 музыкантов и 125 балетных танцовщиков.

После событий «красного террора», которые странным образом затронули молодого музыканта, а также предчувствуя печальную судьбу музыки в Советской России, Темкин решил уехать в Германию, где его отец жил в Берлине со второй женой (к счастью, Темкин хорошо владел как немецким, так и французским языком).

В Берлине Темкин брал уроки у Феруччо Бузони и его учеников Эгона Петри и Михаэля Цадоры, был концертным пианистом и писал легкую популярную и классическую музыку: этюды, фокстроты, марши и вальсы. Его выступление в Берлинской филармонии со вторым фортепианным концертом Листа в дальнейшем помог его репутации как пианиста.

По совету соседа по комнате и коллеги-пианиста Михаэля Каритона Темкин вместе с последним отправился на гастроли в Париж. Они выступали как дуэт пианистов, что было модно в то время. Российский певец Федор Шаляпин много рассказывал Темкину об Америке, о том, как хорошо платят за водевильные турне, и о спросе на гастроли европейских музыкантов. В конечном итоге, это привело к приглашению от бродвейского театрального магната Мориса Геста, еще одного русского эмигранта, принять участие в качестве фортепианного дуэта в водевильном турне.

Темкин приехал в США в 1925 г., а в начале 1927 г. он уехал в турне по стране вместе с Альбертиной Раш и её «Американским балетом». Он был музыкальным директором и аранжировщиком труппы из 30 танцовщиков.

Ритмы балета позже повлияли на чувствительность музыки Темкина к кинофильмам, ведь он представлял движения людей в кинокадре как танец на сцене. В том же году он дал сольный концерт в Карнеги-Холле, во время которого он исполнял современные произведения Александра Скрябина и Мориса Равеля, а также и свои собственные композиции перед американскими слушателями.

Темкин пришел работать в компанию Universal в 1931 г., чтобы создать «Resurrection» (Воскресение) на русскую тематику, это была его первая проба в немузыкальном кино. Осенью 1932 г. Темкин возвращается в Нью-Йорк, чтобы создать мимолетную бродвейскую постановку по пьесе Монтегю Гласса «Сдерживание расходов».

В следующем году он вернулся в Калифорнию и именно «Алиса в Стране чудес» была его первой возможностью написать и аранжировать музыкальное сопровождение и песни для значительного кинофильма. До встречи с режиссером Фрэнком Капра заказа на создание музыки к кинофильмам были эпизодическими. Они познакомились на вечеринке, впоследствии отношения переросли в дружбу.

Первым совместным опытом стал фильм «Затерянный горизонт» (Lost Horizon) (1937). Музыка к этому кинофильму прославила Темкина как крупномасштабного композитора произведений для симфонических и хоровых коллективов и была номинирована на «Оскар».

Во время второй мировой войны Капра заказал Темкину написать музыку к тренировочному и идеологическому циклу фильмов «Почему мы воюем» (Why We Fight), созданного Войсками связи. Результатом стала музыка к дюжине документальных фильмов, среди которых «Темнокожий солдат» (The Negro Soldier) (1944 г.) и «Битва при Сан-Пьетро» (The Battle of San Pietro (1945 г.)

В один из дней лета 1946 года Дмитрий Темкин предстал перед зятем президента MGM Дэвида О. Селзника, «озабоченного» музыкой к своей новой картине «Дуэль на Солнце». 6 предыдущих композиторов не устроили придирчивого продюсера, которому нужны были 11 мелодий: испанская, на ранчо, любовная и даже... мелодия оргазма.

— Оргазма? — переспросил Темкин. — Как вы ее себе представляете?

— Придумай что-нибудь, — ответил Селзник. — Долбящее...

Темкин трудился несколько недель, собрал оркестр и проиграл наброски ко всем 11 темам. Селзнику понравилось. Еще месяц Темкин колдовал над окончательным вариантом, добавив в мелодию оргазма четыре десятка барабанщиков и хор на 100 голосов. Но Селзник никак не мог успокоиться. Однажды он попросил Темкина насвистеть ему любовную тему.

— Хорошо, хорошо, — сказал продюсер, прослушав. — А теперь давай оргазм.

Когда Темкин закончил, Селзник склонил голову и печально изрек:

— Нет. Это не оргазм.

Темкин не сдавался. В музыку вплелись глубокие вздохи виолончелей и грубые рывки тромбонов, образуя ритм, который позднее композитор сравнивал со звуком «ручной пилы, яростно вгрызавшейся в дерево». Последний раз оркестр играл мелодию в студии Селзника, где на широком экране сгорали от страсти Грегори Пек и Дженифер Джонс. Любовная тема прошла замечательно, но мелодию оргазма Селзник попросил повторить сначала один раз, потом другой...

— Бросьте в меня камень, но музыка не подходит, — вынес Дэвид Селзник окончательный вердикт. — Она слишком красива.

— Что вам не подходит, мистер Селзник?! — протестовал Темкин. — Что вам не нравится?

— Да нравится мне все, нравится. Но это не оргазм, — ответил Селзник. — Эта музыка не долбит. Я так не fuck.

— Мистер Селзник! Вы fuck как вам нравится, я fuck как мне нравится, — загорелся Темкин, — но это просто fucking music!

Против такого роскошного довода придирчивый Селзник устоять не смог и включил музыкальную композицию в картину...

Дружеские отношения, которые сложились во время написания музыки для армейских фильмов, добавили работы Темкину. Он написал музыку для фильма продюсера Стенли Крамера «Итак, это Нью-Йорк» (So This Is New York) (1948 г.), «Чемпион» (Champion) (1949), «Дом храбреца» (Home of the Brave ) (1949), «Сирано де Бержерак» (Cyrano de Bergerac) (1950 г.), и «Люди» (The Men) (1950 г.).

Позже Темкин создавал песни и баллады почти к каждому фильму, музыку к которому он писал, часто сотрудничая с Недом Вашингтоном или Полем Фрэнсисом Вебстером. В список песен, номинированных на Оскар, вошли: «Я тебя люблю» (Thee I Love) из «Мирного пути», лейтмотив из «Дикого ветра», «Неожиданные пути любви» из «Молодой земли», «Зеленые листья лета» из «Аламо», главная песня из «Безжалостного города», и «Так мало времени» из «55 дней в Пекине». Его способности к написанию песен в сочетании с опытом написания музыки к фильмам создавали песенные композиции, украшавшие фильмы с драматическим сюжетом.

Мелодический дар является составной частью продолжительной жизни наследия Темкина. Он создавал музыку инстинктивно, что, возможно, помогло ему добиться успеха. Продюсер Генри Хенигсон говорил: «Он соглашался со всеми, но делал то, что считал нужным».

В 1950-х и начале 1960-х годов Темкин находился на вершине славы, получив четыре Оскара за шесть лет (1952-1958). Его слава как композитора кинофильмов была почти беспрецедентной.

Он был заявлен на два Оскара (за музыку к фильму и песню) за «Точно в полдень» (High Noon), и получил две статуэтки Оскара за «Высокий и могучий» (The High and the Mighty) и «Старик и море» (The Old Man and the Sea).

Независимая личность Темкина отразилась в его музыке и деловой жизни. В отличие от своих современников, он никогда не имел долгосрочного контракта со студией, таким образом оставаясь наиболее выдающимся независимым композитором на протяжении всего времени расцвета системы студий с 1930-х по 1950-е годы. В журнальной статье он сказал: «Если я имею успех, то все это благодаря независимому фильму». Его статус свободного агента позволял ему заключать контракты в свою пользу, что, в свою очередь, было хорошо для других композиторов. Он агрессивно боролся за музыкальные издательские права и создал собственную музыкальную издательскую компанию ASСAP, Volta Music Corporation. Он как-то сказал журналисту Дэйву Эпштейн: «Я борюсь ... всего-всего за достоинство. Не только композитора, но и всех художников, ответственных за кино ».

Счастливая жизнь Темкина в Америке закончилось в 1967 году со смертью жены, Альбертины Раш. Когда он возвращался в свой дом в Windsor Square-Hancock Park в Лос-Анджелесе после похоронной процессии, на него напали и избили грабители. Темкин выставил дом на продажу и уехал в Европу.

В 1969 году Дмитрий Тёмкин вместе с Карлом Форменом выступил в несвойственной для себя роли продюсера и помог поставить вестерн «Золото Маккены», главные роли в котором исполнили Грегори Пек и Омар Шариф.

Последней работой Тёмкина в большом кино стала музыка к биографической драме Игоря Таланкина «Чайковский», поставленной в 1969 году в СССР, главную роль в картине исполнил Иннокентий Смоктуновский. Работая над музыкой к фильму, Тёмкину впервые с 1921 года и последний раз в жизни удалось побывать на родине.

Мировая премьера фильма состоялась 18 сентября 1970 года, картина с успехом демонстрировалась во всем мире, а в 1971 году фильм «Чайковский» был номинирован на 2 премии «Оскар» — лучшая музыка (Дмитрий Тёмкин) и лучший фильм на иностранном языке.

В 1972 году Дмитрий Тёмкин женился во второй раз на англичанке Оливии Синтии Пэтс. Они имели резиденции в Лондоне и Париже, где Темкин наслаждался, играя на фортепиано классическую музыку.

Дими, как называли его друзья, умер в Лондоне 11 ноября 1979 года и был похоронен в городе Глендейл (Калифорния) на кладбище Forest Lawn Memorial Park.



promo vitkvv2017 september 8, 07:00 43
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded